СОДЕРЖАНИЕ  

БИЛЕТ № 7

1. Ответственность сторон по соблюдению коллективного договора.

2. Особенности охраны труда молодежи.

3. Организация обучения и проверки знаний по охране труда руководителейи специалистов.

4. Порядок оформления профессиональных заболеваний на производстве.

ОТВЕТЫ

Вопрос № 1. Ответственность сторон по соблюдению коллективного договора.

Согласно статье 7 КЗоТ РФ коллективный договор —правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателями и работниками на предприятии, в учреждении, организации (в дальнейшем — предприятии).

Порядок разработки и заключения коллективного договора регулируется Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях", принятым 11 марта 1992 г.

Ответственность сторон за невыполнение или нарушение коллективного договора определена статьей 41-3 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Невыполнение или нарушение обязательств по коллективному договору влечет наложение штрафа на лиц, виновных в невыполнении обязательств, в размере до ста минимальных размеров оплаты труда.

Кроме того, статьей 41-1 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях предусмотрена ответственность лиц за уклонение от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению коллективного договора или нарушение сроков проведения указанных переговоров, а также необеспечение работы соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки (наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда).

Статьей 41-2 этого Кодекса предусмотрена ответственного договора (наложение штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда).

Статьей 41-4 предусмотрена ответственность лиц за непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных договоров (наложение штрафа в размере до трех минимальных размеров оплат труда).

В соответствии со статьей 210 дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 41, 41-1 — 41-4, рассматривает Государственная инспекция труда.

В Законе Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" имеется глава, в которой говорится о Соглашениях, которые могут заключаться на различных уровнях (федеральном, республиканском, отраслевом, территориальном), о порядке и сроках заключения соглашений.

Соглашениями могут предусматриваться положения:

об оплате, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха;

о содействии занятости, переобучении работников;

об экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве;

о специальных мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей и др.

Вопрос No 2. Особенности охраны труда молодежи.

Труд молодежи законодательно определен Кодексом законов о труде Российской Федерации (глава XII). Не допускается прием на работу лиц моложе шестнадцати лет. В исключительных случаях, по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом, предприятия могут принимать на работу лиц, достигших пятнадцати лет.

Для подготовки молодежи к производительному труду допускается прием на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений для выполнения легкого труда, не причиняющего вред здоровью и не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время по достижению ими четырнадцатилетнего возраста с согласия одного из родителей или заменяющего его лица (статья 173).

Запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах (статья 175). Список таких работ утверждается в порядке, установленном законодательством. Сейчас действует Список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 10 сентября 1980 года № 283/П-9 (с последующими изменениями и дополнениями).

Все лица моложе восемнадцати лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, по достижении восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (статья 176).

Запрещается привлекать работников моложе восемнадцати лет к ночным и сверхурочным работам и к работам в выходные дни (статья 177).

Ежегодные отпуска работникам моложе восемнадцати лет предоставляются в летнее время или, по их желанию, в любое другое время года (статья 178).

Вопрос No 3. Организация обучения, инструктирования и проверки знаний по охране труда руководителей.

Наличие квалифицированного персонала на предприятии - одно из важнейших условий безопасности труда на производстве. Поэтому на предприятиях должна создаваться специальная система обучения работников по охране труда.

Согласно статьям 9 и 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда работодатель обязан обеспечить обучение, инструктаж работников и проверку знаний работниками норм, правил и инструкций по охране труда.

Работа по обучению руководителей и специалистов регулируется Типовым положением о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций, утвержденным постановлением Министерства труда Российской Федерации от 12 октября 1994 года № 65'с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Минтруда России от 09.04.96 г. № 18.

Положением предусмотрено обязательное обучение и проверка знаний по охране труда всех работников предприятий, включая руководителей.

Обучение и проверка знаний по охране труда рабочих проводятся в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90 "ССБТ. Организация обучения по безопасности труда. Общие положения".

Обучению и проверке знаний в порядке, установленном Типовым положением, подлежат:

руководители и специалисты предприятий, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанные с организацией, руководством и проведением работы непосредственно на рабочих местах и производственных участках, с осуществлением надзора и технического контроля за проведением работ;

инженерные и педагогические работники профессиональных образовательных учреждений.

Проверка знаний по охране труда поступивших на работу руководителей и специалистов проводится не позднее одного месяца после назначения на должность, для работающих — периодически, не реже одного раза в три года.

Проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов, осуществляемую в соответствии с Типовым положением на объектах, подконтрольных специально уполномоченным органам надзора и контроля (Госгортехнадзору России, Главгосэнергонадзору России, Госатомнадзору России и др.), рекомендуется совмещать с проверкой знаний, проводимой в порядке, установленном этими органами.

Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний по охране труда в целом по предприятию возлагается на его руководителя, в подразделениях (цех, участок, отдел, лаборатория, мастерская и др.) — на руководителя подразделения.

Поступившие на предприятие руководители и специалисты проходят вводный инструктаж, который проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом руководителя предприятия возложены эти обязанности.

При этом они должны быть ознакомлены с состоянием условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятии (в подразделении);

с законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда, коллективным договором (соглашением) на предприятии;

со своими должностными обязанностями по обеспечению охраны труда на предприятии (подразделении);

с порядком и состоянием обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

Внеочередная проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий проводится независимо от срока проведения предыдущей проверки:

при введении в действие на предприятиях новых или переработанных (дополненных) законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

при изменениях (замене) технологических процессов и оборудования, требующих дополнительных знаний по охране труда обслуживающего персонала;

при назначении или переводе на другую работу, если новые обязанности требуют от руководителей и специалистов дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);

по требованию государственной инспекции труда субъектов Российской Федерации при установлении недостаточных знаний;

после аварий, несчастных случаев, а также при нарушении руководителями и специалистами или подчиненными им работниками требований нормативных правовых актов по охране труда;

при перерыве в работе в данной должности более одного года.

Непосредственно перед очередной (внеочередной) проверкой знаний по охране труда руководителей и специалистов организуется специальная подготовка с целью углубления знаний по наиболее важным вопросам охраны труда (краткосрочные семинары, беседы, консультации и др.) О дате и месте проведения проверки знаний работник должен быть предупрежден не позднее, чем за 15 дней.

Для проведения проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов на предприятиях приказом (распоряжением) их руководителей создаются комиссии по проверке знаний (одна или несколько).

В состав комиссий по проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий включаются руководители и специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и др.), государственные инспекторы по охране труда (по согласованию с ними), представители соответствующего выборного профсоюзного органа, а в случаях проведения проверки знаний совместно с другими надзорными органами — представители этих органов (по согласованию с ними).

Члены комиссий по проверке знаний должны иметь документ, удостоверяющий их полномочия. Они должны пройти проверку знаний по охране труда:

предприятий, находящихся в подчинении вышестоящих хозяйственных организаций и осуществляющих руководство ими, — в комиссиях этих организаций (если они имеются) или в комиссиях учебных центров, комбинатов, институтов, имеющих разрешение органов управления охраной труда субъектов Российской Федерации на проведение обучения и проверку знаний по охране труда, или в комиссиях этих органов управления;

предприятий негосударственных форм собственности — в комиссиях учебных центров, комбинатов, институтов, имеющих разрешение органов управления охраной труда субъектов Российской Федерации на проведение обучения и проверку знаний по охране труда, или в комиссиях этих органов управления.

Проверка знаний по охране труда членов комиссий предприятий может также проводиться комиссиями этих предприятий, состоящими из специалистов, прошедших проверку знаний по охране труда в соответствующих комиссиях. Такие проверки проводятся с участием представителей Рострудинспекции в субъектах Российской Федерации.

Проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, численность которых не позволяет создать комиссию по проверке знаний, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, связанной с работами, к которым предъявляются дополнительные требования по охране труда, инженерных и педагогических работников профессиональных образовательных учреждений должна проводиться в комиссиях по проверке знаний учебных центров комбинатов, институтов, имеющих разрешение органов управления охраной труда субъектов Российской Федерации на проведение обучения и проверку знаний по охране труда, или в комиссиях этих органов управления.

Комиссии по проверке знаний всех уровней состоят из председателя, заместителя председателя (в необходимых случаях), секретаря и членов комиссии.

Проверку знаний по охране труда комиссия может проводить в составе не менее трех человек.

Работа комиссии про проверке знаний осуществляется в соответствии с графиком, утверждаемым руководителем предприятия. Лица, проходящие проверку знаний, должны быть ознакомлены с графиком. Копия утвержденного графика направляется для сведения в соответствующий орган управления охраны труда субъектов Российской Федерации.

Проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий проводится с учетом их должностных обязанностей и характера производственной деятельности, а также по тем нормативным актам по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их служебные обязанности.

Для предприятий негосударственных форм собственности перечни контрольных вопросов разрабатываются комиссиями учебных центров, комбинатов, институтов, имеющих разрешение органов управления охраной труда субъектов Российской Федерации на проведение обучения и проверку знаний по охране труда, или этими органами управления.

Учебные центры, институты получают разрешение в соответствии с "Примерным порядком выдачи разрешений на обучение и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений, организаций", утвержденным постановлением Министерства труда Российской Федерации от 8 декабря 1994 г. № 76.

Результаты проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий оформляются протоколами.

Протоколы подписываются председателем и членами комиссии, принимавшими участие в ее работе, и сохраняются до очередной проверки знаний.

Лицам, прошедшим проверку знаний по охране труда, выдаются удостоверения за подписью председателя комиссии, заверенные печатью предприятия, выдавшего удостоверения.

Руководители и специалисты предприятий, не прошедших проверку знаний по охране труда из-за неудовлетворительной подготовки, обязаны в срок не позднее одного месяца пройти повторную проверку знаний.

Вопрос о соответствии занимаемой должности руководителей и специалистов, не прошедших проверку знаний по охране труда во второй раз, решается руководителем предприятия в установленном порядке.

Удостоверения о проверке знаний по охране труда действительны на всей территории России, в том числе для работников, находящихся в командировке.

Обучение по вопросам охраны труда руководителей и специалистов предприятий проводится по программам, разработанным и утвержденным предприятиями или учебными центрами, комбинатами, институтами, имеющими разрешение органов управления охраной труда субъектов Российской Федерации на проведение обучения и проверку знаний по охране труда в соответствии с типовыми программами.

Типовые программы обучения по вопросам охраны труда руководителей и специалистов предприятий разрабатываются и утверждаются соответствующими министерствами, ведомствами, органами управления охраной труда субъектов Российской Федерации.

Контроль за своевременным проведением проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий осуществляется государственной инспекцией труда.

В Типовом положении приводится Примерный перечень вопросов для обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций, формы протокола заседания комиссии, удостоверения о проверке знаний по охране труда.

Вопрос Nо 4. Порядок оформления профессиональных заболеваний на производстве.

В статье 5 "Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей" среди доказательств ответственности работодателя за причиненный вред (приговор, решение суда, постановление прокурора, органа дознания или предварительного следствия; заключение технического инспектора труда и т.д.) к профзаболеваниям имеет отношение только медицинское заключение о профессиональном заболевании. К этому надо добавить: специализированного медицинского учреждения (центра профпатологии). Законодатели не включили в этот перечень доказательств акт расследования профессионального заболевания (отравления) по форме № 362/4-87, который оформляется в соответствии с приказом Минздрава СССР от 02.07.87 г. № 866 "О внедрении автоматизированной системы учета и анализа профзаболеваний". Этот документ принят в развитие приказа Минздрава СССР от 30.09.86 г. № 1303 "О порядке извещения, расследования, регистрации, учета и анализа профессиональных заболеваний". Им утвержден новый образец формы Акта расследования профессионального заболевания (отравления) № 362/4-87. Изменены номера первичных медицинских документов, утвержденных приказом № 1303 от 30.09.86 г. (Приложение 2); форме "Извещение о хроническом профессиональном заболевании (отравлении)" присвоен № 151/у вместо 388/у; форме "Карта учета профессионального заболевания (отравления)" присвоен № 152/у вместо 389/у.

Названные приказы Минздрава СССР никто не отменял, они являются действующими документами.

Каждый случай хронического профессионального заболевания подлежит самостоятельному, специальному расследованию, которое проводится санитарным врачом по гигиене труда или другим врачом центра санэпиднадзора в течение 7 дней с момента получения извещения о заболевании.

Извещения эти отсылаются центрами профпатологии в адрес центра санэпиднадзора, осуществляющего государственный санитарный надзор за объектом, на котором работает заболевший.

Специалистом центра санэпиднадзора при расследовании обстоятельств и причин хронического профессионального заболевания используются акты санитарных обследований предприятия и результаты лабораторных исследований, санитарно-технических паспортов цехов, аттестации рабочих мест, материалы предварительных и периодических медицинских осмотров, сведения о выполнении планов по улучшению условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий.

По результатам специального расследования случая профзаболевания составляется Акт расследования профессионального заболевания (отравления) по форме № 362/4-87. Первый экземпляр Акта остается у администрации предприятия, второй — в центре санэпиднадзора, третий — передается в лечебно-профилактическое учреждение, обслуживающее предприятие, четвертый — в профком предприятия.

На основе результатов обследования рабочего места профбольного разрабатываются санитарно-профилактические, организационные и технические мероприятия по ликвидации и предупреждению случаев профзаболеваний.

Вверх