СОДЕРЖАНИЕ

 

БИЛЕТ №5

1. Основные положения действующего законодательства Российской Федерации об охране труда.

2. Время отдыха.

3. Порядок проведения сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах на соответствие требованиям охраны труда.

4. Порядок расследования профессиональных заболеваний.

ОТВЕТЫ

Вопрос No1. Основные положения действующего законодательства Российской Федерации об охране труда.

6 августа 1993 года приняты и с 1 сентября вступили в действие Основы законодательства Российской Федерации об охране труда (в дальнейшем Основы) — первый в истории нашей страны законодательный акт, специально посвященный одному из важнейших разделов трудового права, и хотя они не являются актом прямого действия, но предусмотренные в них нормы устанавливают права и гарантии права работников на охрану труда, соблюдение которых обязательно для всех хозяйствующих субъектов, а также обеспечивают единый на всей территории России порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

Основные положения в этом законодательном акте заключаются в следующем:

определена сфера действий Основ и основные принципы государственной политики в области охраны труда;

определено управление охраной труда как на государственном уровне, так и на уровне предприятий и их объединений;

установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда работников, проведению обучения и инструктажа работников по охране труда, проведению медицинских осмотров, а также обязанности работника по обеспечению условий охраны труда.

определена ответственность работодателя за вред, причиненный здоровью работника трудовым увечьем, ответственность предприятия за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий труда, ответственность работодателей, должностных лиц и работников за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда;

предусмотрено предоставление работникам дополнительных льгот и компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда;

определены основные функции и ответственность органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда;

определены органы, организации и лица, которые должны осуществлять общественный контроль за охраной труда;

предусмотрена приостановка производственной деятельности предприятий или их закрытие за нарушение нормативных требований по охране труда.

В Основах в более развернутом виде приводятся некоторые нормы действующего трудового законодательства, в сконцентрированном виде отражается существующая практика, особенно когда речь идет о правах работника и обязанностях работодателя, а также декларируются нормы, подсказанные жизнью или заимствованные из опыта других стран.

Действие Основ распространяется на работодателей, работников, состоящих с работодателем в трудовых отношениях.

Законодательно (а не различными положениями, как раньше) закреплено, что действие законодательства об охране труда распространяется также на студентов и учащихся, проходящих производственную практику, на военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях, на граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы на предприятиях.

Основные принципы государственной политики в области охраны труда, предусмотренные статьей 3 Основ, по существу определяют направления деятельности прежде всего органов государственной и исполнительной власти Российской Федерации и республик в ее составе, а также объединений работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. Лейтмотивом совместных действий этих органов и общественных организаций должно стать принуждение работодателей к признанию и обеспечению приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности. Другими словами, во главу угла должно быть поставлено условие — не прибыль любой ценой (как раньше — план любой ценой), а сохранение жизни и здоровья человека, занятого на производстве или в другой сфере деятельности. Именно из этого условия надо исходить при разработке новых и совершенствовании действующих законодательных и иных нормативных актов, не только непосредственно относящихся к охране труда, но и по другим направлениям правовой, экономической, социальной и технической политики, а также в области охраны окружающей среды.

Обеспечение прав работника на охрану труда и гарантий этих прав — это по существу главная цель всего законодательного акта. Поэтому при рассмотрении вопросов о правомерности требований работника (бывают и неправомерные требования) или защите его прав на охрану труда следует статью 4 Основ рассматривать в контексте с другими статьями Основ, особенно со статьей 9, так как обеспечение прав работника — это первейшая обязанность работодателя и за исполнение ее он должен нести ответственность (статья 26). Согласно статье 4 работник имеет право на рабочее место, защищенное от воздействия вредных и опасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное; заболевание или снижение работоспособности, на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей, на получение достоверной информации от работодателя о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов, на обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты, на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя.

Кроме того, согласно статье 14 Основ работодатель не должен допускать применение новых материалов, сырья, не прошедших специальную экспертизу их влияния на организм и здоровье человека, а если на предприятии производятся или применяются вредные вещества, то должны проводиться организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и другие мероприятия, предотвращающие воздействие на работников этих веществ.

Работодатель обязан также организовать и проводить предварительные при поступлении работника на работу и периодические в течение его трудовой деятельности медицинские осмотры в случаях, предусмотренных законодательством (статья 13).

При обнаружении у работников признаков профессионального заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия вредных или опасных производственных факторов работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу (статья 6).

Работодатель должен иметь в виду, что работник имеет право также на профессиональную подготовку за счет средств работодателя в случае приостановки деятельности или закрытия предприятия, цеха, участка либо ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда или в случае потери трудоспособности в связи с полученной травмой на производстве или профессиональным заболеванием, на отказ без каких-либо последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности, на проведение на его рабочем месте инспектирования органами государственного надзора и контроля или общественного контроля условий и охраны труда, на обращение с жалобой в соответствующие органы государственной власти или в профсоюзные и другие уполномоченные работниками органы в связи с неудовлетворительными условиями и состоянием охраны труда.

Все эти права гарантируются государством в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Обязанности работника изложены в статье 10 Основ. Он должен соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты, немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания (то есть не утаивать то, что обнаружено при медицинском осмотре), о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.

Косвенно в его обязанности еще входит прохождение в установленном порядке обучения, инструктажа и проверки знаний правил, норм и инструкций по охране труда, иначе запрещается допускать его к работе (статья 5), и если он уклоняется от прохождения медицинских осмотров или не будет выполнять рекомендаций по результатам проведенных обследований, то работодатель не должен допускать его к выполнению трудовых обязанностей (статья 13).

Государственное управление охраной труда согласно Основам должен осуществлять государственный орган, функции и полномочия которого в этой области определяются Президентом Российской Федерации или, по его поручению, Правительством Российской Федерации.

В рамках государственного управления охраной труда Основами предусмотрено создание в министерствах и ведомствах Российской Федерации, а также в концернах, ассоциациях и других объединениях предприятий служб охраны труда. Причем законодательно установлено, что такие службы должны создаваться в обязательном порядке. Если они не создаются, то это надо расценивать как нарушение требований законодательства.

Несколько по-иному законодатель подошел к управлению охраной труда на предприятиях. Согласно статье 8 Основ службы охраны труда создаются в случае необходимости и дается ориентация на привлечение специалистов по охране труда на договорной основе.

Для управления охраной труда статьей 8 Основ предусмотрено создание на предприятиях с численностью работников более 10 человек комитетов (комиссий), в состав которых на паритетной (равного представительства) основе входят представители работодателей, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, например от совета трудового коллектива.

Основами предусматривается создание на трех уровнях фондов охраны труда — федерального, территориальных и фондов охраны труда предприятий (статья 1). Их главное назначение — решение глобальных и текущих вопросов обеспечения для миллионов работников нормальных условий труда, сохранения их здоровья, поддержания высокой работоспособности.

Статьей 24 Основ, посвященной вопросам государственного надзора и контроля в области охраны труда, не затрагивается сфера деятельности указанных органов. В ней предусматривается государственный надзор и контроль только в той части трудового законодательства, которая входила в надзорно-контрольные функции технической инспекции труда профсоюзов, то есть дана прямая установка на передачу этих функций государственному органу, обозначенному в указанной статье как Федеральный орган надзора и контроля за охраной труда.

Наряду с государственным надзором и контролем Основами отведена большая роль общественному контролю (статья 25).

Кроме Основ продолжает действовать Кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ, в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г.). В КЗоТ имеется специальный раздел "Охрана труда" (глава X), посвященный охране труда и состоящий из 21 статьи, в которых заложены

требования к работодателю, гарантируются права работников, а также приведены различные льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда.

КЗоТ предусмотрено, что надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда осуществляют:

государственные органы и инспекции;

профессиональные союзы, а также состоящие в их ведении техническая и правовая инспекция труда — согласно положениям об этих инспекциях.

Статьями 245, 246, 247 КЗоТ Российской Федерации предусмотрено, что государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на отдельных объектах осуществляет Госгортехнадзор России; за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок,— Госэнергонадзор России; за соблюдением гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил — Госкомсанэпиднадзор России.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, содержит несколько статей, которые относятся к охране труда (статьи 2, 7, 24, 37, 41, 42, 45, 60).

Вопрос No2. Время отдыха.

Кодексом законов о труде Российской Федерации регламентирована продолжительность рабочего времени (глава IV) и времени отдыха (глава V) для всех категорий работников.

Работникам должны предоставляться перерывы для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов. Перерыв не включается в рабочее время.

Перерыв для отдыха и питания предоставляется, как правило, через 4 часа после начала работы.

На тех работах, где по условиям производства перерыв установить нельзя, работнику должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени. Перечень таких работ, порядок и место приема пищи устанавливаются администрацией по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом (статья 57).

При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляется два выходных дня в неделю, а при шестидневной рабочей неделе — один выходной день (статья 58).

Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов (статья 59).

Работа в выходные дни запрещается. Привлечение отдельных работников к работе в эти дни допускается только с разрешения соответствующего выборного профсоюзного органа предприятия, учреждения, организации и лишь в исключительных случаях:

для предотвращения или ликвидации общественного или стихийного бедствия, производственной аварии либо немедленного устранения их последствий;

для предотвращения несчастных случаев, гибели или порчи государственного или общественного имущества;

для выполнения неотложных, заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа предприятия, учреждения, организации в целом или их отдельных подразделений.

Привлечение работников к работе в выходные дни производится по письменному приказу (распоряжению) администрации предприятия, учреждения, организации с соблюдением ограничений, установленных для инвалидов, беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, работников моложе восемнадцати лет (статья 63).

Работа в выходной день должна компенсироваться предоставлением другого дня отдыха или, по соглашению сторон, в денежной форме, но не менее чем в двойном размере (статья 64).

Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью не менее 24 рабочих дней в расчете на шестидневную рабочую неделю. Работникам моложе восемнадцати лет ежегодный отпуск предоставляется продолжительностью один календарный месяц (статья 67).

Ежегодный дополнительный отпуск (статья 68) предоставляется:

работникам, занятым на работах с вредными условиями труда;

работникам, занятым в отдельных отраслях народного хозяйства и имеющим продолжительный стаж работы на одном предприятии, в организации;

работникам с ненормированным рабочим днем;

работникам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях;

в других случаях, предусмотренных законодательством и коллективными договорами или иными нормативными актами.

Отпуск за первый год работы предоставляется работникам по истечении одиннадцати месяцев непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации. До истечения

одиннадцати месяцев непрерывной работы отпуск по просьбе работника предоставляется: женщинам — перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него; работникам моложе восемнадцати лет: военнослужащим, уволенным в запас и направленным на работу в порядке организованного набора,— по истечении трех месяцев работы; в других случаях, предусмотренных законодательством (статья 71).

Замена отпуска денежной компенсацией не допускается, кроме случаев увольнения работника, не использовавшего отпуск (статья 75).

Вопрос No 3. Порядок проведения сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах на соответствие требованиям охраны труда.

Отправной точкой в этой работе послужило постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года № 485 "О проведении обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах, средств производства, оборудования для средств коллективной индивидуальной защиты". Сертификацию постоянных рабочих мест планировалось провести в 1994—1998 годах. Но предприятия издают приказы о сертификации, а потом кладут их "под сукно". Никто не хочет работать на холостых оборотах. А сертификация постоянных рабочих мест дублирует аттестацию рабочих мест. Аттестация рабочих мест — это большой и довольно дорогостоящий объем работ, связанный с инструментальными замерами по шуму, вибрации, пыли, всем другим показателям производственной среды конкретного рабочего места. Аттестованным считается то рабочее место, которое соответствует нормативным требованиям по охране труда. Юридическим подтверждением этого является документ об аттестации. При сертификации проводится та же самая работа, только по итогам ее выдается не аттестат, а сертификат. В общем, названия сказаны разные, а суть та же.

Пришлось возвращаться на исходную позицию, ею в нашем случае является статья 11 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, где записаны нормы проведения сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда. Такая постановка вопроса вносит существенные коррективы в саму идеологию охраны труда.

В постановление Правительства от 28 августа 1995 года № 843 "О мерах по улучшению условий и охраны труда" внесена коррекция по вопросам сертификации и уже введено понятие "сертификация производственных объектов".

Министерство труда РФ приняло постановление от 3 ноября 1995 года № 64 "Об организации работы по проведению сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда", которым утвердило Временные правила сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда.

Базой сертификации производственных объектов остается аттестация рабочих мест. Сертификат предприятию выдается после того, как аттестацию прошли все рабочие места и это документально подтверждено заключениями государственных экспертов по условиям труда. Понятно, что условия труда на разных предприятиях разные, поэтому устанавливается три категории сертификата соответствия — I, II и III. Сертификат 1 категории выдается, если аттестовано не менее 90% рабочих мест, II категории — 75% рабочих мест и III категории — не менее 50% рабочих мест. В дальнейшем в зависимости от категории сертификата будет строиться политика дифференцированного налогообложения. Но и это еще не все. Устанавливаются конкретные временные рамки, в течение которых неаттестованные рабочие места должны быть приведены в соответствие с нормами охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация производственных объектов — все же не одно и то же, хотя основу сертификации составляет аттестация рабочих мест. А в чем тогда их разница? При аттестации рабочих мест оцениваются в основном факторы производственной среды, тяжесть и напряженность трудового процесса. При сертификации производственных объектов добавляются новые показатели. Проводится оценка предприятия на безопасность труда. А это означает, что теперь вдобавок к гигиеническим показателям стали оценивать оборудование по фактору травмобезопасности. Кроме того, собираются сведения о наличии на предприятии службы охраны труда, программных мероприятий по охране труда, обученности специалистов в этой области знаний.

Старт эксперименту, который рассчитан на два года, был дан 25 апреля 1996 года, когда Министерство труда РФ утвердило "Методические рекомендации по проведению эксперимента по сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда". 27 субъектов Федерации включились в эту работу.

Вопрос No 4. Порядок расследования профессиональных заболеваний.

Расследования профессиональных заболеваний производятся в соответствии с порядком, установленным Инструкцией о порядке извещения, расследования, регистрации и учета профессиональных заболеваний, утвержденной Минздравом СССР 30 сентября 1986 года №1303.

Инструкцией установлены два окончательных диагноза профессиональных заболеваний: острое профессиональное заболевание и хроническое профессиональное заболевание.

Профессиональные заболевания подлежат специальному расследованию.

Специальное расследование — расследование причин и условий возникновения профессионального заболевания, проводимое врачом территориального органа санэпиднадзора при участии врача лечебно-профилактического учреждения, представителей администрации и профсоюзной организации предприятия (учреждения).

Порядок расследования острого профессионального заболевания.

Специальное расследование острого профессионального заболевания (отравления) проводится санитарным врачом по гигиене труда или другим специалистом территориального центра санэпиднадзора (в зависимости от профиля предприятия, организации, учреждения) в течение 24 часов с момента получения экстренного извещения из центра патологии учреждения (по телефону или телеграфу).

Острое профессиональное заболевание (отравление), являясь одновременно несчастным случаем на производстве, расследуется с участием санитарного врача одномоментно с расследованием данного несчастного случая. Санитарный врач проводит специальное самостоятельное расследование случая острого профессионального заболевания (отравления), если он не принимал участия в расследовании этого несчастного случая.

При самостоятельном расследовании создается комиссия в составе представителей администрации, отдела охраны труда, профсоюзного комитета предприятия, цехового терапевта и медицинского работника здравпункта предприятия.

В процессе специального расследования:

выясняются обстоятельства и выявляются причины, при которых возникло острое профессиональное заболевание (отравление);

проводится обследование рабочего места (рабочей зоны, производственного участка, цеха), где возникло заболевание;

при необходимости организуется проведение лабораторных и инструментальных исследований вредных производственных факторов;

оценивается состояние санитарно-гигиенических условий труда работающего при возникновении заболевания (отравления);

на основе результатов обследования разрабатываются санитарно-профилактические, организационные и технические мероприятия по ликвидации и предупреждению случаев заболевания (отравления).

По результатам специального расследования случая заболевания (отравления) составляется в 4 экземплярах акт расследования по установленной форме (№ 362/4-87).

Первый экземпляр акта остается у администрации предприятия, второй — в территориальном центре санэпиднадзора, третий — передается в лечебно-профилактическое учреждение, обслуживающее предприятие, четвертый — в профсоюзный комитет предприятия.

По результатам расследования территориальным центром санэпиднадзора применяются меры административного воздействия к лицам, ответственным за допущенные нарушения санитарно-гигиенических правил и норм, повлекшие за собой возникновение случая заболевания (отравления).

Порядок расследования хронических профессиональных заболеваний

Каждый случай хронического профессионального заболевания (отравления) подлежит самостоятельному специальному расследованию, которое проводится санитарным врачом по гигиене труда или другим врачом территориального органа санэпиднадзора в течение 7 дней с момента получения извещения о заболевании. Для проведения расследования создается комиссия в составе, как и при расследовании острого профессионального заболевания.

В процессе расследования рассматриваются те же основные вопросы, что и при расследовании острых профессиональных заболеваний. Результаты расследования оформляются в порядке, установленном при расследовании острых профессиональных заболеваний.

Специалистом территориального центра санэпиднадзора при расследовании обстоятельств и причин хронического профессионального заболевания используются акты санитарных обследований предприятия и результаты лабораторных исследований, технические паспорта цехов, результаты аттестации рабочих мест, материалы предварительных и периодических медицинских осмотров, сведения о выполнении мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Порядок расследования профессиональных заболеваний у лиц, направляемых для проведения работ

за пределы постоянного места работы (учебы) Расследование случаев профессиональных заболеваний у лиц, направляемых для проведения работ за пределы постоянного рабочего места работы (учебы), проводится территориальным органом санэпиднадзора, осуществляющим государственный санитарный надзор за объектом, где произошло профессиональное заболевание (отравление).

Территориальный центр санэпиднадзора, проводивший расследование данного случая профессионального заболевания, направляет материалы расследования в территориальный орган санэпиднадзора по месту расположения предприятия (учреждения), направившего данное лицо для выполнения работ.

Порядок расследования профессиональных заболеваний у лиц, изменивших место работы

Расследование хронических профессиональных заболеваний у лиц, изменивших место работы, проводится территориальным центром санэпиднадзора по месту выявления профзаболевания.

Расследование проводится и в тех случаях, когда по месту настоящей работы исключено влияние вредного производственного фактора, могущего вызывать данное профзаболевание.

Территориальный центр санэпиднадзора и лечебно-профилактическое учреждение по месту выявления данного профзаболевания с целью его уточнения запрашивают соответствующие органы по месту прежней работы больного о представлении:

санитарно-гигиенической характеристики (характеристик) условий труда по месту прежней работы;

выписок из форм первичной медицинской документации.

Учреждения, которым адресован запрос, обязаны в месячный срок представлять копии затребованных документов.

Вверх