СОДЕРЖАНИЕ

 

Билет № 22

1. Основные нормативные правовые акты по охране труда.

2. Ответственность за несоблюдение нормативных правовых актов по охране труда.

3. Оборудование и размещение санитарно-бытовых помещений.

4. Требования к должностным лицам и персоналу, осуществляющим надзор, осмотр, ремонт и обслуживание грузоподъемных механизмов.

ОТВЕТЫ

Вопрос Nо1. Основные нормативные правовые акты по охране труда.

В системе обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности основная роль принадлежит нормативным правовым актам по охране труда.

Нормативные требования по охране труда и их соблюдение по существу являются фундаментом в создании здоровых и безопасных условий труда. Обеспечение единства таких требований — важная государственная задача. Поэтому статьей 3 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда предусмотрено установление единых нормативных требований для предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерации" обязывает все федеральные органы исполнительной власти, предприятия, учреждения, организации всех форм собственности при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда соблюдать единые нормативные требования по охране труда, содержащиеся в нормативных актах, предусмотренных в прилагаемом к постановлению перечне. На правительственном уровне, пожалуй, впервые так поставлена задача.

Этим постановлением Правительства Российской Федерации предусматривается система формирования в Министерстве труда Российской Федерации банка данных действующих государственных нормативных правовых актов по охране труда для использования их органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также предприятиями, учреждениями и организациями. Федеральные органы исполнительной власти, в том числе и указанные в прилагаемом к постановлению перечне Госстандарт России, Минстрой России, Госкомсанэпиднадзор России и другие федеральные органы надзора, должны представлять в Министерство труда Российской Федерации утвержденные ими нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда.

Таким образом, Министерство труда Российской Федерации становится координационным центром нормативного обеспечения по охране труда, а созданная при этом министерстве Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) согласно Положению об этой инспекции, утвержденному Указом Президента Российской Федерации, обязана обеспечить надзор и контроль за соблюдением нормативных требований по охране труда и за реализацией в целом постановления Правительства Российской Федерации, используя предоставленные инспекции полномочия.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерации" нормативные правовые акты по охране труда подразделяются на следующие виды:

Наименование вида нормативного правового акта

Органы, утверждающие нормативные правовые акты

полное

сокращенное

1

2

3

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда

ГОСТР ССБТ

Госстандарт России Минстрой России

Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда

ОСТ ССБТ

федеральные органы исполнительной власти

Санитарные правила

СП

Госкомсанэпиднадзор России

Санитарные нормы

СН

Гигиенические нормативы

ГН

Санитарные правила и нормы

СаНПиН

Строительные нормы и правила

СНиП

Минстрой России

Правила безопасности 

ПБ 

федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией

Правила устройства и безопасной эксплуатации

ПУБЭ

федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией

Инструкция по безопасности 

ИБ 

Правила по охране труда межотраслевые

ПОТ М.

Минтруд России

Межотраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации)

Минтруд России федеральные органы надзора 

Правила по охране труда отраслевые 

ПОТ 0 

федеральные органы исполнительной власти

Типовые отраслевые инструкции по охране труда

ТОИ

федеральные органы исполнительной власти

Отраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации)

"-"

 

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы безопасности груда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников, а на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.

Если Конституция Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, Кодекс законов о труде Российской Федерации, содержащий главу Х "Охрана труда", являются чисто правовыми основами охраны труда, то нормативные правовые акты конкретизируют и детализируют требования этих актов к конкретным предприятиям, производственным процессам, среде, оборудованию, лицам, определяют обязанности, права и ответственность за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда.

Порядок разработки, учета, издания, распространения и отмены правил и инструкций по охране труда определен Положением о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методическими указаниями по разработке правил и инструкций по охране труда, утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации от 1 июля 1993 года № 129, с последующими изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации от 28 марта 1994 года № 27.

В настоящее время действует около 3 тысяч нормативных правовых актов по охране труда. Процесс перехода к единым нормативным требованиям по охране труда, пересмотр действующих и создание новых нормативных правовых актов по охране труда длительный и требует значительных материальных средств для его реализации.

Нормативные правовые акты по охране труда, утвержденные постановлением Министерства труда Российской Федерации, а также информация об утверждении и издании других нормативных правовых актов по охране труда, направляются министерством в федеральные органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, комитеты, федеральные службы, федеральные надзоры), и органы исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации для руководства и доведения их до подведомственных предприятий, организаций.

Вопрос Nо2. Ответственность за несоблюдение нормативных правовых актов по охране труда.

Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда определена статьей 26 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (статья 41), Уголовным кодексом РСФСР (статья 30, 140), Кодексом законов о труде Российской Федерации (статья 249). Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда, привлекаются к административной дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

14 июня 1995 года Государственной Думой принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РСФСР". В соответствии со статьей 41 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, нарушение должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности законодательства Российской Федерации о труде и законодательства Российской Федерации об охране труда влечет наложение штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда. В соответствии со статьей 210 рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение административных взысканий возложено на Государственную инспекцию труда.

Руководителям государственных инспекций труда предоставлено право налагать административное взыскание (штраф) в размере до ста минимальных размеров оплаты труда, а государственным инспекторам по охране труда и государственным правовым инспекторам — до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со статьей 30 Уголовного кодекса РСФСР размер штрафа за существенное нарушение законодательства Российской Федерации о труде, а также за нарушение правил и норм по охране труда и производственной санитарии, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, может быть увеличен до пятисот минимальных размеров оплаты труда

В соответствии со статьей 140 Уголовного кодекса РСФСР нарушение правил и норм охраны труда и производственной санитарии лицом, на которое в установленном порядке возложена обязанность по выполнению этих правил и норм на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности, если это нарушение могло повлечь за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до одного года, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом в размере до пятисот минимальных размеров оплаты труда, или увольнением от должности с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо без такового. Ответственность работников за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда определена статьей 27 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, в соответствии с которой работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях и к материальной, и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на должностное лицо или работника одного из следующих дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение (статья 135 КЗоТ Российской Федерации).

Материальная ответственность наступает в случае ущерба, нанесенного предприятию из-за несоблюдения работником требований и норм охраны труда.

Кроме ответственности работодателя и должностных лиц за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда, Основами законодательства Российской Федерации об охране труда предусмотрена также ответственность предприятия.

За невыполнение требований законодательства Российской Федерации об охране труда и предписаний органов государственного надзора и контроля за охраной труда по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятия налагаются штрафы. Размеры и порядок наложения штрафов устанавливаются законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации (статья 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда).

Научно-исследовательские, технологические и проектно-конструкторские организации, разработавшие проекты средств производства, а также внедрившие новые технологии, не отвечающие нормативным требованиям по охране труда, обязаны возместить заказчику причиненный ущерб по устранению этих нарушений (статья 21 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда).

Предприятия, выпускающие и поставляющие продукцию производственно-технического назначения, не отвечающего нормативным требованиям по охране труда, возмещают потребителям нанесенный ущерб в соответствии с действующим законодательством (статья 22 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда).

Вопрос Nо 3. Оборудование и размещение санитарно-бытовых помещений.

Проектирование гардеробных, душевых, умывальных, уборных и помещений личной гигиены женщин должно производиться согласно требованиям СНиП 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания".

По сравнению с другими санитарно-бытовыми помещениями гардеробные занимают наибольшую площадь (около 40— 50 процентов от общей площади санитарно-бытовых помещений), поэтому вопросы рациональной планировки и повышения эксплуатационных качеств их имеют важное значение. Гардеробные проектируют для хранения уличной одежды (пальто, головной убор, обувь), домашней (костюм, платье, белье) и рабочей одежды с соблюдением, как правило, условий самообслуживания.

Гардеробные, душевые, умывальные и другие помещения, используемые при пересменках, следует объединять в гардеробные блоки.

Эти блоки должны объединять группы производственных процессов со сходными требованиями к организации хранения одежды: не следует блокировать отдельные гардеробные домашней и уличной одежды с общими гардеробными для хранения специальной и домашней одежды, так как в этом случае разница в гигиенических требованиях к хранению одежды воспринимается работниками как неравноправие, неудобство, что вызывает стихийный переход на хранение

всей одежды в общей гардеробной, способствующей переносу особо грязных и опасных производственных загрязнений на домашнюю одежду.

Допускается объединение различных типов гардеробных для производств с малочисленным персоналом, так как проектирование гардеробных блоков со списочным количество рабочих менее 50 человек экономически нецелесообразно.

Гардеробные для групп производственных процессов: вызывающие загрязнения веществами 3 и 4-го классов, опасности тела и спецодежды, удаляемых с применением специальных моющих средств (группа 1в); протекающих при избытке явного тепла или неблагоприятных метеорологических условиях, связанных с воздействием влаги, вызывающей намокание спецодежды (2в), при температуре воздуха до 100° С включая работы на открытом воздухе (2г); вызывающих загрязнения веществами 1 и 2-го классов опасности, а также веществами, обладающими стойким запахом (36), должно быть отдельными для каждой из указанных групп в целях и исключения переноса особо загрязняющих и опасных для здоровья веществ. В виде исключения может допускаться объединение в одном гардеробном блоке работников групп 1в 36, а также 2в и 2г при условии, что их суммарное число не превышает 50 человек.

При выборе величины гардеробного блока следует исходить как из возможности объединения в одном блоке работников различных групп производственных процессов, так из условий эксплуатации гардеробных. Рекомендуется прижимать вместимость гардеробного блока не более 600 мест блоки вместимостью не менее 100 человек.

Предусматривается три способа организации хранения специальной и домашней одежды:

попеременное в одном отделении шкафа;

в разных отделениях шкафа в одном помещении;

в разных помещениях.

Хранение попеременно в одном шкафе целесообразно только для производственных процессов, вызывающих незначительное загрязнение спецодежды, которые не могут быть перенесены через внутреннюю поверхность шкафа на домашнюю одежду — группа 1а (процессы, вызывающие загрязнения веществами 3 и 4-го классов опасности только рук).

Хранение домашней и специальной одежды в разных гардеробных предусматривается для производственных процессов с особо сильными и опасными загрязнениями для предотвращения их возможного перенесения на домашнюю одежду в процессе переодевания.

Для хранения одежды предусматриваются следующие виды оборудования: запираемые (закрытые) шкафы, открытые шкафы и вешалки.

Для отдельного хранения уличной одежды следует предусматривать вешалки, для ее совместного хранения с домашней одеждой — шкафы.

Домашнюю одежду следует, как правило, хранить в запираемых отделениях шкафов.

Для хранения специальной одежды могут применяться как запираемые, так и открытые отделения шкафов.

Для удобства проведения текущих ремонтов гардеробных блоков в одном гардеробном блоке рекомендуется проектировать не менее двух душевых помещений.

Основным типом душевых кабин являются открытые душевые кабины. В целях повышения удобства пользования кабины в женских душевых рекомендуется оборудовать устройствами с гибкими шлангами либо с наклонной установкой форсунки над уровнем пола не выше 1,6 м.

Закрытые душевые кабины являются более комфортными, однако имеют меньшую пропускную способность, так как используются и для вытирания тела. Не рекомендуется применение закрытых душевых кабин на производствах с особо сильными или опасными загрязнениями (группы 1в, 26 — процессы, протекающие при избытках явного лучистого тепла). Закрытые душевые кабины рекомендуется проектировать отдельно от помещения с открытыми кабинами.

Душевые кабины со сквозным проходом применять не рекомендуется, за исключением случаев, специально оговоренных в технологическом задании или ведомственных нормах. Душевые кабины со сквозным проходом требуют большей площади помещений, неудобны в пользовании и не обладают гигиеническими преимуществами перед открытыми душевыми кабинами.

При расчете количества душевых сеток следует иметь в виду, что расчетное количество 3, 5 или 7 человек на одну душевую сетку предполагает пользование душем каждым работником (при разной продолжительности мытья). При назначении одной сетки на 15 или 25 человек предполагается использование душа как общегигиенической процедуры или для очистки от случайно возникших загрязнений только некоторыми работниками. Поэтому при проектировании душевых с расчетом 7, 5 или 3 человека на душевую сетку требуется их размещение в гардеробном блоке с учетом кратчайших удобных связей с местами хранения одежды.

Двери помещений душевых и преддушевых должны быть самозакрывающимися, чтобы предотвратить проникновение водяных паров в гардеробные помещения.

Умывальные рекомендуется размещать в отдельных помещениях смежно с душевыми. При количестве умывальников не более 4 допускается размещать умывальники на специально отведенной площади гардеробных смежно с душевыми. С боковых сторон места для умывания рекомендуется выделять перегородками высотой 1 м. Полы под умывальниками на расстоянии 0,9 м от стены и 0,45 м от оси крайнего умывальника должны быть облицованы керамической плиткой и иметь трапы.

Уборные в многоэтажных бытовых помещениях должны быть на каждом этаже. При численности работников на двух смежных этажах 30 человек или менее уборные следует размещать на одном из этажей с наибольшей численностью. При численности работников на трех этажах менее 10 человек допускается одна уборная на три этажа. Общую уборную для мужчин и женщин допускается предусматривать при численности работников в смену не более 15 человек.

Уборные рекомендуется оборудовать напольными чашами. 4? При оборудовании уборных в цехах унитазами, во избежание их поломки, рекомендуется предусматривать опоры для ног на уровне верха унитаза.

Лотковые писсуары применять не рекомендуется как не отвечающие гигиеническим и эстетическим требованиям.

Уборные должны быть оборудованы крючками, корзинками для мусора и держателями бумаги.

Помещения для личной гигиены женщин предназначены для проведения гигиенических процедур. В их состав входят:

помещения для раздевания; индивидуальные кабины для процедур, оборудованные гигиеническими душами с индивидуальными смесителями холодной и горячей воды с ножным пуском; места для раздевания, оборудованные скамьями с крючками над каждым местом и умывальником.

Помещения для личной гигиены женщин следует оборудовать биде со смесителями горячей и холодной воды, умывальником со смесителем холодной и горячей воды, бачком для мусора, крючками для одежды и белья, скамьей размером 30 > 40 см. Кабины облицовываются керамической плиткой. Над подгонами устанавливается подставка. Нормы площади помещений на 1 человека, единицу оборудования, расчетное число работников, обслуживаемых на единицу оборудования в санитарно-бытовых помещениях, следует принимать:

Площадь помещений на 1 чел. м2
 

Гардеробные уличной одежды, раздаточные спецодежды, помещения для обогрева или охлаждения 0.1 ,
Кладовые для хранения спецодежды:
при обычном составе спецодежды
расширенном составе спецодежды громоздкой спецодежде
0,04
0,06
0,08
Респираторные 0,07
Помещения централизованного склада спецодежды 
и средств индивидуальной защиты:
для хранения
выдачи, включая кабины примерки и подгонки
0,07
0,02
Помещения дежурного персонала с местом для уборочного инвентаря, курительные при уборных или помещениях для отдыха 0,02
Места для очистки обуви, бритья, сушки волос 0,01
Помещения для сушки, обеспыливания или обезвреживания спецодежды 0,15
Помещения для мытья спецодежды, включая каски и спецобувь 0,3
Площадь помещений на единицу оборудования, м2.
Преддушевые при кабинах душевых открытых и со сквозным проходом 0,7
Тамбуры при уборных с кабинами 0,4
Число обслуживаемых в смену на единицу оборудования, чел.
Напольные чаши (унитазы) и писсуары уборных: в производственных зданиях 18/12
административных 45/30
при залах собраний, совещаний, гардеробных, столовых 100/60
умывальники и электрополотенца в тамбурах уборных:
в производственных зданиях

72/48
административных 40/27


 

Расстояние от рабочих мест в производственных зданиях до уборных, курительных, помещений для обогрева или охлаждения, полудушей, устройств питьевого водоснабжения должно приниматься не более 75 м, а от рабочих мест на площадке предприятия — не более 150 м.

Вопрос Nо 4. Требования к должностным лицам и персоналу, осуществляющим надзор, осмотр, ремонт и обслуживание грузоподъемных механизмов.

Требования по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов в основном изложены в "Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", утвержденных Госгортехнадзором России 30 декабря 1992 года. Эти правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, установке, ремонту, реконструкции и эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, а также грузозахватных органов, приспособлений и тары.

Руководители предприятий и частные лица — владельцы грузоподъемных машин, тары, съемных грузозахватных приспособлений, крановых путей, а также руководители организаций, эксплуатирующих краны, обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания.

В этих целях должны быть:

а) назначены инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары, инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами;

б) создана ремонтная служба и установлен порядок периодических осмотров, технических обслуживании и ремонтов, обеспечивающих содержание грузоподъемных машин, крановых путей, съемных грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии;

в) установлен требуемый Правилами порядок обучения и

периодической проверки знаний персонала, обслуживающего грузоподъемные машины, а также проверки знаний Правил инженерно-техническим персоналом;

г) разработаны инструкции для ответственных лиц и обслуживающего персонала, журналы, проекты производства работ, технологические карты, технические условия на погрузку и разгрузку, схемы строповки, складирования грузов и другие регламенты по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин;

д) обеспечено снабжение инженерно-технических работников правилами, должностными инструкциями и руководящими указаниями по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин, а персонала — производственными инструкциями;

е) обеспечено выполнение инженерно-техническими работниками Правил, а обслуживающим персоналом — инструкций.

В каждом цехе, на строительной площадке или другом участке работ грузоподъемных машин, в каждой смене должно быть назначено приказом лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами из числа мастеров, прорабов, начальников участка, а также бригадиров.

Для управления грузоподъемными машинами и их обслуживания владелец обязан назначить крановщиков и слесарей, а для обслуживания грузоподъемных машин с электрическим приводом, кроме того, и электромонтеров.

Для зацепки и обвязки (строповки) груза на крюк грузоподъемной машины должны назначаться стропальщики. В качестве стропальщиков могут допускаться другие рабочие (такелажники, монтажники и т.п.), обученные по профессии, квалификационной характеристикой которой предусмотрено выполнение работ по строповке груза.

В удостоверениях таких рабочих должна быть сделана запись о присвоении им смежной профессии стропальщика.

Для подвешивания на крюк грузоподъемной машины груза без предварительной обвязки (груз, имеющий петли, рымы, цапфы, а также находящийся в ковшах, бадьях, контейнерах или другой таре) или в тех случаях, когда груз захватывается полуавтоматическими захватными устройствами, могут допускаться рабочие основных профессий, дополнительно обученные профессии стропальщика по сокращенной программе. К этим рабочим должны предъявляться те же требования правил, что и к стропальщикам.

В тех случаях, когда зона, обслуживаемая грузоподъемной машиной, полностью не просматривается из кабины крановщика, и при отсутствии между крановщиком и стропальщиком радио- или телефонной связи для передачи сигналов стропальщика крановщику должен быть назначен сигнальщик из числа стропальщиков.

Для выполнения обязанностей крановщика, помощника крановщика, слесаря, электромонтера, стропальщика могут назначаться рабочие не моложе 18 лет.

Крановщики, их помощники и ремонтный персонал перед назначением на работу должны пройти медицинское освидетельствование для определения соответствия их физического состояния требованиям, предъявляемым к работникам этих профессий.

Подготовка и аттестация крановщиков и их помощников, стропальщиков, слесарей, электромонтеров и наладчиков приборов безопасности должны производиться в профессионально-технических учебных заведениях, а также на курсах и в технических школах обучения рабочих указанным специальностям, создаваемых на предприятиях и стройках, располагающих базой для теоретического и производственного обучения и имеющих разрешение (лицензию) органов госгортехнадзора.

Повторная проверка знаний обслуживающего персонала (крановщиков, их помощников, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности и стропальщиков) квалификационной комиссией должна проводиться:

а) периодически, не реже одного раза в 12 месяцев;

| б) при переходе работника на другое место работы;

в) по требованию инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин или инспектора госгортехнадзора.

Повторная проверка знаний должна проводиться в объеме инструкций. Участие инспектора в повторной проверке знаний обслуживающего персонала не обязательно.

Допуск к работе крановщиков, их помощников, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности и стропальщиков должен оформляться приказом (распоряжением) владельца крана.

Рабочие основных профессий (станочник, монтажник и т.п.) допускаются к управлению грузоподъемной машиной с пола или со стационарного пульта и к зацепке груза на крюк такой машины после соответствующего инструктажа и проверки навыков по управлению машиной и строповке грузов в установленном владельцем порядке. К управлению кранами по радио допускаются рабочие, имеющие профессию и удостоверение крановщика.

Сигнальщиками могут быть рабочие только из числа аттестованных стропальщиков, назначаются они лицом, ответственным за безопасное производство работ кранами.

Рабочие основных профессий, обслуживающие краны, управляемые с пола или со стационарного пульта, и производящие зацепку грузов, должны проходить повторный инструктаж каждые 3 месяца.

Находящиеся в работе грузоподъемные машины должны быть снабжены табличками с ясно обозначенным регистрационным номером, грузоподъемностью и датой следующего частичного или полного технического освидетельствования.

Владельцем грузоподъемной машины должны быть разработаны способы правильной строповки и зацепки грузов, которым должны быть обучены стропальщики. Графическое изображение способов строповки и зацепки должно быть выдано на руки стропальщикам и крановщикам или вывешено в местах производства работ.

Владельцем также должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с помощью грузоподъемной машины.

Графическое изображение способов строповки и кантовки грузов и перечень применяемых грузозахватных приспособлений должны быть приведены в технологических регламентах.

Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно производиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

Вверх