СОДЕРЖАНИЕ

 

БИЛЕТ № 2

1. Правила внутреннего трудового распорядка. Основные обязанности руководителей, специалистов и работников по его соблюдению.

2. Нормативные правовые акты по охране труда.

3. Планирование работы по охране труда.

4. Требования безопасности при эксплуатации производственных зданий и сооружений.

ОТВЕТЫ

Вопрос No 1. Правила внутреннего трудового распорядка. Основные обязанности руководителей, специалистов и работников по его соблюдению.

На предприятиях согласно статьи 130 КЗоТ РФ принимаются Правила внутреннего трудового распорядка (в некоторых отраслях народного хозяйства для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине). В них закладываются внутренние правовые нормы по организации, дисциплине труда, режима рабочего времени, охраны труда, здоровья. Они должны утверждаться на общем собрании работников (собранием уполномоченных).

В Правилах внутреннего трудового распорядка излагаются основные обязанности работодателя, руководителей и специалистов по организации производства и труда, правила приема на работу работников со стороны, принципиальные положения о рабочем времени, его использовании и распорядке дня на год, порядке предоставления еженедельных выходных дней, ежегодных оплачиваемых отпусков всем работникам и дополнительных отпусков отдельным категориям работников (подросткам, женщинам и др.). В этих правилах должны содержаться основные предписания по охране труда и здоровья работников, меры поощрения, дисциплинарного взыскания и порядок их применения.

Типовые правила внутреннего распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций утверждены Госкомтрудом СССР при согласованию с ВЦСПС постановлением от 20 июля 1984 года № 213.

Согласно Типовым правилам внутреннего трудового распорядка администрация обязана:

правильно организовать труд работников, чтобы каждый работал по своей специальности и квалификации, имел закрепленное за ним рабочее место;

обеспечить здоровые и безопасные условия труда, исправное состояние инструмента, машин, станков и прочего оборудования;

осуществлять мероприятия по повышению эффективности производства, сокращению применения ручного малоквалифицированного и тяжелого физического труда;

постоянно совершенствовать организацию оплаты труда, широко применяя формы оплаты труда по конечным результатам работы, повышать качество нормирования труда; обеспечивать материальную заинтересованность работников в результатах их личного труда; выдавать заработную плату в установленные сроки;

обеспечивать строгое соблюдение трудовой и производственной дисциплины, принимать меры воздействия к нарушителям трудовой дисциплины;

неуклонно соблюдать законодательство о труде и правила охраны труда; улучшать условия труда, обеспечивать надлежащее техническое оборудование всех рабочих мест и создавать на них условия работы, соответствующие правилам по охране труда. При отсутствии в правилах требований, соблюдение которых при производстве работ необходимо для обеспечения безопасных условий труда, администрация предприятия по согласованию с соответствующим профсоюзным органом принимает меры, обеспечивающие безопасные условия труда;

принимать необходимые меры по профилактике производственного травматизма, профессиональных и других заболеваний рабочих и служащих; в случаях, предусмотренных законодательством, своевременно предоставлять льготы и компенсации в связи с вредными условиями труда (сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск и др.), обеспечивать в соответствии с действующими нормами и положениями специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, организовать надлежащий уход за этими средствами;

постоянно контролировать знание и соблюдение работниками всех требований инструкций по охране труда и противопожарной охране;

создавать трудовому коллективу необходимые условия для выполнения своих полномочий, обеспечивать участие работников в управлении предприятием;

внимательно относиться к нуждам и запросам работников.

Администрация осуществляет свои обязанности в соответствующих случаях совместно или по согласованию с профсоюзным органом предприятия, а также с учетом полномочий трудового коллектива.

Согласно Типовым правилам внутреннего распорядка специалисты и работники обязаны:

работать добросовестно, соблюдать дисциплину труда, своевременно и точно исполнять распоряжения администрации, воздерживаться от действий, мешающих другим работникам выполнять их трудовые обязанности;

не допускать упущений и брака в работе, соблюдать технологическую дисциплину;

соблюдать требования по охране труда, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями, работать в выданной специальной одежде, специальной обуви, пользоваться необходимыми средствами индивидуальной защиты;

принимать меры к немедленному устранению причин и условий, препятствующих или затрудняющих нормальное производство работы (простой, авария) и немедленно сообщать о случившемся администрации;

содержать свое рабочее место, оборудование и приспособления в порядке, чистоте и исправном состоянии; соблюдать установленный порядок хранения материальных ценностей и документов;

беречь собственность предприятия, эффективно использовать машины, станки и другое оборудование, бережно относиться к инструментам, измерительным приборам, специальной одежде и другим предметам, выдаваемым в пользование работникам.

Круг обязанностей (работ), которые выполняет каждый работник по своей специальности, квалификации или должности, определяется Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих или Квалификационным справочником должностей служащих, а также техническими правилами, должностными инструкциями и положениями, утвержденными в установленном порядке.

Руководители, специалисты и работники обязаны соблюдать требования правил внутреннего трудового распорядка. За нарушение и невыполнение правил, администрация предприятий, учреждений и организаций применяет к виновным лицам дисциплинарные взыскания в соответствии со статьей 135 КЗоТ РФ.

Вопрос No 2. Нормативные правовые акты по охране труда.

В системе обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности основная роль принадлежит нормативным правовым актам по охране труда.

Нормативные требования по охране труда и их соблюдение по существу являются фундаментом в создании здоровых и безопасных условий труда. Обеспечение единства таких требований — важная государственная задача. Поэтому статьей 3 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда предусмотрено установление единых нормативных требований для предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерации" обязывает все федеральные органы исполнительной власти, предприятия, учреждения, организации всех форм собственности при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда соблюдать единые нормативные требования по охране труда, содержащиеся в нормативных актах, предусмотренных в прилагаемом к постановлению перечне. На правительственном уровне, пожалуй, впервые так поставлена задача.

Этим постановлением Правительства Российской Федерации предусматривается система формирования в Министерстве труда Российской Федерации банка данных действующих государственных нормативных правовых актов по охране труда для использования их органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также предприятиями, учреждениями и организациями. Федеральные органы исполнительной власти, в том числе и указанные в прилагаемом к постановлению перечне Госстандарт России, Минстрой России, Госкомсанэпиднадзор России и другие федеральные органы надзора, должны представлять в Министерство труда Российской Федерации утвержденные ими нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда.

Таким образом, Министерство труда Российской Федерации становится координационным центром нормативного обеспечения по охране труда, а созданная при этом Министерстве Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) согласно Положению об этой инспекции, утвержденному Указом Президента Российской Федерации, обязана обеспечить надзор и контроль за соблюдением нормативных требований по охране труда и за реализацией в целом постановления Правительства Российской Федерации, используя предоставленные инспекции полномочия.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерации" нормативные правовые акты по охране труда подразделяются на следующие виды:

Наименование вида нормативного правового акта Органы, утверждающие нормативные правовые акты

полное

Сокращенное
Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда ГОСТ. Р.

ССБТ

Госстандарт России

Минстрой России

Отраслевые стандарты системы безопасности труда ОСТ ССБТ федеральные органы исполнительной власти
Санитарные правила СП Госкомсанэпиднадзор России
Санитарные нормы СН Госкомсанэпиднадзор России
Гигиеничские нормативы ГН  
Санитарные правила и нормы СаНПиН  
Строительные нормы и правила СНиП Минстрой России
Правила безопасности ПБ федеральные органы

надзора в соответствии с их компетенцией

Правила устройства и безопасной эксплуатации ПУБЭ
Инструкции по безопасности ИБ  
Правила по охране труда межотраслевые ПОТ. М. Минтруд России
Межотраслевые организационно-методические документы (положения методические указания. рекомендации) Минтруд России федеральные органы надзора
Правила по охране труда отраслевые ПОТ О федеральные органы исполнительной власти
Типовые отраслевые инструкции по охране труда ТОИ

 

федеральные органы исполнительной власти
Отраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации)

_"_

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы безопасности труда (СТП СБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ЙОТ) на основе государственных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.

Если Конституция Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, Кодекс законов о труде Российской Федерации, содержащий главу Х "Охрана труда", являются чисто правовыми основами охраны труда, то нормативные правовые акты конкретизируются и детализируют требования этих актов к конкретным предприятиям, производственным процессам, среде, оборудованию, лицам, определяют обязанности, права и ответственность за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда.

Порядок разработки, учета, издания, распространения и отмены правил и инструкций по охране труда определен Положением о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методическими указаниями по разработке правил и инструкций по охране труда, утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации от 1 июля 1993 года № 129, с последующими изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации от 28 марта 1994 года № 27.

Нормативные правовые акты по охране труда, утвержденные постановлением Министерства труда Российской Федерации, а также информация об утверждении и издании других нормативных правовых актов по охране труда, направляются министерством в федеральные органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, комитеты, федеральные службы, федеральные надзоры) и органы исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации для руководства и доведения их до подведомственных предприятий, организаций.

Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда определена статьей 26 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (статья 41), Уголовным кодексом РСФСР (статьи 30, 140), Кодексом законов о труде Российской Федерации (статья 249). Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

14 июня 1995 года Государственной Думой принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РСФСР". В соответствии со статьей 41 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, нарушение должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности законодательства Российской Федерации о труде и законодательства Российской Федерации об охране труда влечет наложение штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда. В соответствии со статьей 210 рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение административных взысканий возложено на государственную инспекцию труда.

Руководителям государственных инспекций труда предоставлено право налагать административное взыскание (штраф) в размере до ста минимальных размеров оплаты труда, а государственным инспекторам по охране труда и государственным правовым инспекторам — до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со статьей 30 Уголовного кодекса РСФСР размер штрафа за существенное нарушение законодательства Российской Федерации о труде, а также за нарушение правил и норм по охране труда и производственной санитарии, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, может быть увеличен до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со статьей 140 Уголовного кодекса РСФСР нарушение правил и норм охраны труда и производственной санитарии лицом, на которое в установленном порядке возложена обязанность по выполнению этих правил и норм на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности, если это нарушение могло повлечь за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до одного года, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом в размере до пятисот минимальных размеров оплаты труда, или увольнением от должности с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо без такового.

Ответственность работников за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда определена статьей 27 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, в соответствии с которой работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях и к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на должностное лицо или работника одного из следующих дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение (статья 135 КЗоТ Российской Федерации).

Материальная ответственность наступает в случае ущерба, нанесенного предприятию из-за несоблюдения работниками требований и норм охраны труда.

Кроме ответственности работодателя и должностных лиц за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда, Основами законодательства Российской Федерации об охране труда предусмотрена также ответственность предприятия.

За невыполнение требований законодательства Российской Федерации об охране труда и предписаний органов государственного надзора и контроля за охраной труда по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятия налагаются штрафы. Размеры и порядок наложения штрафов устанавливаются законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации (статья 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда).

Научно-исследовательские, технологические и проектно-конструкторские организации, разработавшие проекты средств производства, а также внедрившие новые технологии, не отвечающие нормативным требованиям по охране труда, обязаны возместить заказчику причиненный ущерб по устранению этих нарушений (статья 21 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда).

Предприятия, выпускающие и поставляющие продукцию производственно-технического назначения, не отвечающего нормативным требованиям по охране труда, возмещают потребителям нанесенный ущерб в соответствии с действующим законодательством (статья 22 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда).

Вопрос No 3. Планирование работы по охране труда.

Планирование работы по охране труда — это организационный управленческий процесс, осуществляемый с целью обеспечения безопасных условий труда работников на основе эффективного использования средств, выделяемых на улучшение условий и охраны труда.

Составление планов по охране труда представляет собой разработку конкретных мероприятий на определенный срок, с указанием исполнителей и средств, необходимых для реализации мероприятий.

Согласно Основам законодательства Российской Федерации об охране труда экономический механизм обеспечения охраны труда включает в себя планирование и финансирование мероприятий по охране труда (статья 16), предприятия должны ежегодно выделять необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или соглашениями (статья 17).

Минтруд России своим постановлением от 27 февраля 1995 года № 11 утвердил Рекомендации по планированию мероприятий по охране труда.

Согласно этим Рекомендациям мероприятия по охране труда обеспечиваются соответствующей проектно-конструкторской и технологической документацией, оформляются разделом в коллективном договоре и соглашении по охране труда на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, по результатам экспертизы технического состояния производственного оборудования, а также с учетом работ по обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах на соответствие требованиям охраны труда.

Соглашение по охране труда (в дальнейшем — соглашение) — правовая форма планирования и проведения мероприятий по охране труда с указанием сроков выполнения и ответственных лиц.

Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами (работодателями и уполномоченными работниками представительными органами) либо со дня, установленного в соглашении. Внесение изменений и дополнений в соглашение производится по взаимному согласию сторон. Контроль за выполнением соглашения осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными ими представителями. При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся информацию.

Отчет о фактических затратах на мероприятия по охране труда составляется по форме, утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.

Мероприятия по охране труда должны включать следующие направления:

модернизация технологического, подъемно-транспортного и другого производственного оборудования;

внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами, применение промышленных роботов в опасных и вредных производствах с целью обеспечения безопасности работников — в соответствии с требованиями;

совершенствование технологических процессов в целях устранения воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов;

внедрение систем автоматического контроля и сигнализации уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;

внедрение и совершенствование технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током;

установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных и других производственных коммуникаций и сооружений;

механизация и автоматизация технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве;

снижение до регламентированных уровней вредных веществ в воздухе рабочей зоны, неблагоприятно действующих механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук и др.) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового и др.) на рабочих местах;

устройство новых и совершенствование имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений;

приведение естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в цехах, бытовых помещениях, местах массового перехода людей, на территории к нормам;

перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников;

нанесение на производственное оборудование (органы управления и контроля, элементы конструкции), коммуникации и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности;

механизация работ при складировании и транспортировании сырья, готовой продукции и отходов производства;

механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей;

приведение зданий (производственных, административных, бытовых, общественных, складских), сооружений, помещений, строительных и промышленных площадок к нормам;

расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений (гардеробных, душевых, умывальных, уборных, мест для размещения полудушей, помещений для личной гигиены женщин, помещений для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи специальной одежды и др.);

мероприятия, связанные с обеспечением работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;

приобретение и монтаж сатураторных установок (автоматов) для приготовления газированной воды, устройство централизованной подачи к рабочим местам питьевой и газированной воды, чая и других тонизирующих напитков;

устройство на действующих объектах новых и реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе;

устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории предприятия (цеха), строительной площадке в целях обеспечения безопасности работников, внедрение системы мер по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

проведение экспертизы условий труда в проектной и технологической документации при строительстве новых и реконструкции действующих предприятий, зданий, сооружений, объектов производственного назначения;

организация проведения работ по обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах на соответствие требованиям охраны труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;

организация обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников предприятия;

организация кабинетов, уголков, передвижных лабораторий, приобретение для них необходимых приборов, наглядных пособий, демонстрационной аппаратуры и т. п., проведение выставок по охране труда и безопасности дорожного движения;

разработка, издание (размножение) инструкций по охране труда, а также приобретение других нормативных правовых актов и литературы в области охраны труда.

По усмотрению работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов в мероприятия по охране труда могут включаться и другие работы, направленные на оздоровление работников и улучшение условий их труда.

Для непроизводственных отраслей (торговля, организации культуры, государственные учреждения и другие), а также для процессов, связанных с обслуживанием, эксплуатацией, ремонтом, монтажом, установкой и сооружением электроустановок, телерадиопредприятий и предприятий связи, процессов транспортирования, хранения и перевозки, содержание мероприятий по охране труда может отличаться от указанных в настоящих Рекомендациях.

Мероприятия в основном должны планироваться с учетом требований соответствующих ГОСТ, СНиП и др. нормативных правовых актов по охране, приведенных в Рекомендациях.

Вопрос No 4. Требования безопасности при эксплуатации производственных зданий и сооружений,

Планировка, застройка, благоустройство территории и содержание производственных зданий и помещений должны соответствовать требованиям действующих строительных и санитарных норм и правил: СНиП П-89-90 "Генеральные планы промышленных предприятий. Нормы проектирования", СНиП П 2.09.85 "Промышленные здания".

Производственные здания и помещения должны удовлетворять требованиям СНиП 2.09.02-85 "Производственные здания".

Объем производственного помещения на одного работающего должен составлять не менее 15 куб. м, а площадь помещений — не менее 4,5 кв. м.

Администрация предприятия обязана поддерживать в исправном техническом состоянии здания и сооружения, обеспечивать их пожарную безопасность, нормальные санитарно-гигиенические условия и безопасность труда работников в этих зданиях и сооружениях.

Все здания и сооружения в процессе их эксплуатации должны находиться под постоянным техническим надзором, подвергаться периодическим общим осмотрам и целевым проверкам состояния отдельных конструктивных элементов.

Общие комиссионные технические осмотры определяют объемы работ по текущему ремонту зданий и сооружений, проводимому в летний период, а также по капитальному ремонту и реконструкции зданий и сооружений для включения в план следующего года.

Безопасная эксплуатация производственных зданий и сооружений — это совокупность организационно-технических мероприятий по надзору, уходу и всем видам ремонта, осуществляемых в соответствующем плановом порядке, определяемым Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 29.12.73 г. № 279.

Положением предусматриваются правила эксплуатации и ремонта производственных зданий со всеми строительными конструкциями, санитарно-техническими устройствами, включая вводы водопровода и канализационные выпуски, электрическое освещение, планировку прилегающей непосредственно к зданию территории и отмостку вокруг зданий и сооружений, в том числе внутризаводские и подъездные железные и автомобильные дороги, водопроводно-канализационные сооружения, сети теплофикации и газоснабжения, электроснабжения и связи, а также различные эстакады, платформы, открытые склады и другие сооружения.

Все производственные здания и сооружения или их части (пролет, этаж) приказом директора предприятия закрепляются за цехами, отделами и другими подразделениями предприятия, занимающими указанные площади. Руководители соответствующих подразделений (цех, отдел и др.) являются лицами, ответственными за правильную эксплуатацию, сохранность и своевременный ремонт закрепленных за подразделением зданий, сооружений или отдельных помещений.

За сохранность жилого и культурно-бытового фонда предприятий и за его своевременный ремонт отвечает руководитель жилищно-коммунального отдела, жилищно-эксплуатационной конторы или других административно-технических отделов предприятия с приданными им ремонтно-строительными цехами или участками в зависимости от структуры предприятия.

Благоустройство территории предприятия (озеленение, уборка, поливка и т. п.) осуществляется специальными хозяйственными службами. Ремонт проездов и тротуаров ведется ремонтно-строительной службой предприятия.

Производственные здания и сооружения в процессе эксплуатации должны находиться под систематическим наблюдением инженерно-технических работников, ответственных за сохранность этих объектов. В зависимости от размеров и структуры предприятия обязанности по наблюдению за эксплуатацией зданий и сооружений возлагаются по приказу руководителя предприятия или на специальную службу — отдел эксплуатации и ремонта зданий и сооружений предприятия, или на ОКС, строительный отдел, строительную группу, а также соответствующие эксплуатационные службы: отдел главного энергетика, энергомеханический отдел и др. Примерная структура и численный состав строительно-эксплуатационной службы предприятия приведены в приложении к Положению.

Кроме систематического наблюдения за эксплуатацией зданий и сооружений специально на то уполномоченными лицами, все производственные здания и сооружения подвергаются периодическим техническим осмотрам. Как правило, общие технические осмотры зданий проводятся два раза в год — весной и осенью.

Состав комиссии по общему осмотру зданий и сооружений назначается руководителем предприятия. Как правило, возглавляет комиссию руководитель предприятия или его заместитель, а на крупных предприятиях — главный архитектор, начальник ОКС и др. (по назначению руководителя предприятия). В состав комиссии включаются лица, специально занимающиеся наблюдением за эксплуатацией зданий, представители служб, ведающих эксплуатацией отдельных видов инженерного оборудования зданий (санитарно-техническими устройствами и электрооборудованием), представители железнодорожного или транспортного цеха (при наличии железнодорожного въезда в здание), а также руководители цехов, отделов, непосредственно эксплуатирующие здание.

Лица, проводящие текущие осмотры конструкций зданий, выделяются руководителем цеха или отдела, эксплуатирующего соответствующее здание или группу зданий или сооружений.

Результаты всех видов осмотров оформляются актами, в которых отмечаются обнаруженные дефекты, а также необходимые меры для их устранения с указанием сроков выполнения работ.

Все работы, предусмотренные системой планово-предупредительного ремонта по производственным зданиям и сооружениям, выполняются по годовым планам (графикам), утверждаемым руководителем предприятия. В годовых планах-графиках устанавливаются сроки проведения плановых технических осмотров, текущих и капитальных ремонтов с разбивкой всех мероприятий по месяцам.

Отделом эксплуатации и ремонта зданий и сооружений предприятия на основании описей общих, текущих и внеочередных осмотров зданий и сооружений, а также по заявкам руководителей цехов и отделов, эксплуатирующих объекты, составляются и утверждаются руководителем предприятия графики текущего ремонта. По этим графикам ремонтно-строительные подразделения предприятия в течение года проводят необходимые работы.

Годовые планы капитального ремонта (с поквартальной разбивкой) составляются предприятиями в денежном выражении и натуральных показателях и должны содержать:

утвержденный руководителем предприятия титульный список объектов ремонта;

наименование и количество основных работ по каждому объекту;

сметную стоимость годового объема работ;

календарные сроки ремонтов;

потребность в основных материалах, строительных изделиях, транспорте, средствах механизации и рабочих.

Приемка выполненных работ по текущему ремонту проводится руководителем или ответственным представителем отдела эксплуатации и ремонта зданий и сооружений в присутствии представителя исполнителей ремонтных работ и оформляется актом приемки или записью в журнале технической эксплуатации.

Объекты производственного назначения после окончания работ по капитальному ремонту предъявляются к приемке заказчикам. Комиссии по окончательной приемке работ назначаются руководителем приказом по предприятию. При приемке объектов в эксплуатацию комиссии руководствуются действующими нормами и техническими условиями. Акты комиссии по приемке отремонтированных зданий и сооружений подлежат утверждению в инстанции, утвердившей проектно-сметную документацию.

Техническая документация по выполненным работам и акты приемки отремонтированных зданий и сооружений хранятся на предприятии наравне с документацией по строительству объекта.

Вся техническая документация по сданным в эксплуатацию зданиям и сооружениям — утвержденный технический проект (проектное задание), рабочие чертежи, данные о гидрогеологических условиях участка застройки, акт приемки в эксплуатацию с документами, характеризующими примененные материалы, условия и качество производства работ по возведению объектов, акты на скрытые работы, а также сведения об отступлениях от проекта и недоделках к моменту ввода объекта в эксплуатацию — должна храниться комплектно в техническом архиве отдела эксплуатации и ремонта зданий и сооружений предприятия.

На каждое здание и сооружение, принятое в эксплуатацию, составляются технический паспорт и технический журнал по эксплуатации. В паспорт и технический журнал вносятся технические и технико-экономические сведения о зданиях, которые могут повседневно требоваться при их эксплуатации.

Паспорт является основным документом по объекту, содержащим его конструктивную и технико-экономическую характеристику, составляемую с учетом всех архитектурно-планировочных и конструктивных изменений.

Технический паспорт составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в архиве отдела эксплуатации и ремонта зданий и сооружений предприятия, второй — в цехе (отделе), эксплуатирующем здание или сооружение.

Технический журнал по эксплуатации производственных зданий и сооружений является основным документом, характеризующим состояние эксплуатируемых объектов, и ведется с целью учета работ по обслуживанию и текущему ремонту соответствующего здания или сооружения. В журнал вносятся записи о всех выполненных работах по обслуживанию и текущему ремонту с указанием вида работ и места.

Кроме того, для каждого производственного здания или сооружения или для группы зданий и сооружений составляется инструкция по эксплуатации междуэтажных перекрытий, площадок и полов с указанием предельных нагрузок по отдельным зонам перекрытий, полов и соответствующих площадок.

Вверх