СОДЕРЖАНИЕ

 

БИЛЕТ № 15

1. Государственное управление охраной труда в Российской Федерации.

2. Основные обязанности руководителей, специалистов и работников по соблюдению правил внутреннего распорядка.

3. Порядок предоставления льгот и компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда.

4. Оказание доврачебной помощи при отравлениях.

Ответы

Вопрос Nо 1. Государственное управление охраной труда в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда управление охраной труда в целом возлагается на государство. Главной задачей является создание условий для успешной реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, определенной статьей 3 Основ. Статьей 7 Основ установлено, что государственное управление охраной труда осуществляют федеральный орган исполнительной власти по труду и органы исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции.

Основными задачами федерального органа управления охраной труда являются организация разработки законодательных и иных нормативных актов, обеспечивающих реализацию и соблюдение Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, а также выработка требований к средствам производства, технологиям и организации труда, выполнение которых должно гарантировать работникам здоровые и безопасные условия труда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 года № 843 "О мерах по улучшению условий и охраны труда" на Министерство труда Российской Федерации возложено осуществление государственного управления

охраной труда и на основании этого постановления в его составе образован департамент охраны труда.

Департамент охраны труда осуществляет следующие функции:

координирует научно-исследовательскую работу по проблемам охраны труда и разработку федеральными органами исполнительной власти нормативных требований по охране труда;

распределяет средства на проведение межотраслевых научно-исследовательских работ в области охраны труда, выделяемые на эти цели Фондом социального страхования Российской Федерации;

координирует работу служб охраны труда федеральных органов исполнительной власти;

осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации в реализации государственной политики в области охраны труда;

организует учет потребности в средствах индивидуальной защиты, работа без применения которых запрещена соответствующими нормативными правовыми актами, и разрабатывает предложения о формах государственного содействия организациям в размещении заказов на изготовление специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

разрабатывает нормативные требования по охране труда при выдаче организациям лицензий на отдельные виды деятельности;

осуществляет методическое руководство по пропаганде и распространению передового опыта в области условий и охраны труда;

организует обучение и проверку знаний работников в области условий и охраны труда, проведение экспертизы условий труда работников и сертификации производственных объектов организаций на соответствие требованиям по охране труда;

представляет в Правительство Российской Федерации ежегодные доклады о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда, подготавливаемые с участием федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации, общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей.

В целях выполнения функций, возложенных на департамент охраны труда как орган управления охраной труда в Российской Федерации, должностные лица этого органа имеют право посетить любое предприятие и ознакомиться с организацией и состоянием охраны труда непосредственно на рабочих местах, а также получить всю необходимую информацию.

Этим постановлением Правительства Российской Федерации рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации образовать подразделения по охране труда в составе органов исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации. Министерство труда Российской Федерации своим постановлением от 30 октября 1995 года № 58 утвердило Примерное положение о подразделении по охране труда органа исполнительной власти по труду субъекта Российской Федерации.

Согласно Примерному положению на подразделение по охране труда субъекта Российской Федерации возлагаются следующие функции:

проведение государственной политики в области охраны труда на основе реализации федеральных и территориальных программ;

организация разработки территориальных программ по улучшению охраны труда;

координация и методическое руководство работой служб охраны труда организаций, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

разработка и осуществление совместно с заинтересованными организациями мер по обеспечению экономической заинтересованности работодателей в обеспечении здоровых и безопасных условий труда;

организация учета потребностей в средствах индивидуальной и коллективной защиты, работа без применения которых запрещена соответствующими нормативными правовыми актами, а также в средствах контроля производственной среды;

разработка с привлечением заинтересованных организаций мероприятий по обобщению и распространению передового опыта в области охраны труда, проведение выставок средств индивидуальной защиты, приборов контроля и измерений, а также совещаний-семинаров по проблемам охраны труда;

оказание методической помощи организациям в работе по охране труда;

организация и проведение обучения и проверки знаний работников, включая руководителей и специалистов, в области охраны труда;

координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по охране труда;

организация разработки, согласование и утверждение в установленном порядке региональных нормативных правовых актов по охране труда, обеспечение организаций нормативно-методической документацией по охране труда;

организация участия представителей органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в расследовании несчастных случаев на производстве;

подготовка на основе анализа состояния охраны труда причин производственного травматизма обзоров и ежегодных докладов администрации субъектов Российской Федерации о состоянии охраны труда в регионе;

подготовка совместно с заинтересованными федеральными органами надзора, организациями решений о закрытии организаций или их структурных подразделений;

обеспечение взаимодействия по вопросам охраны труда федеральных органов надзора, государственной экспертизы условий труда, органов местного самоуправления, объединений работодателей, профессиональных союзов и других объединений работников;

организация работы территориальной межведомственной комиссии или координационного совета по охране труда;

содействие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Численность работников подразделения по охране труда устанавливается исходя из норматива 2—3 человека на 100 тысяч человек, занятых в отраслях экономики. Норматив численности работников подразделения по охране труда может увеличиваться исходя из экономических и территориальных условий соответствующего субъекта Российской Федерации.

Подразделение по охране труда возглавляет заместитель руководителя соответствующего органа исполнительной власти по труду.

Работники подразделения по охране труда в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране труда имеют право беспрепятственного посещения организаций всех форм собственности независимо от сферы

хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности, доступа к необходимой информации.

В соответствии со статьей 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда отраслевые министерства и ведомства Российской Федерации как федеральные органы исполнительной власти обязаны создавать службы охраны труда, в функции которых входит управление охраной труда в отрасли.

Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 30 октября 1995 года № 59 утверждено Примерное положение о службе охраны труда федерального органа исполнительной власти.

В соответствии с Примерным положением служба охраны труда федерального органа исполнительной власти является самостоятельным структурным подразделением федерального органа исполнительной власти, подчиняется его руководителю или одному из заместителей руководителя, создается для координации деятельности по охране труда организаций отрасли и подведомственных соответствующему федеральному органу исполнительной власти организаций.

На службу охраны труда федерального органа исполнительной власти возлагаются следующие функции:

участие в разработке отраслевой политики в области охраны труда, направленной на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников;

организационно-методическое руководство службами охраны труда в организациях отрасли и в подведомственных организациях;

участие в подготовке предложений к проектам законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по охране труда и в разработке проектов отраслевых нормативных правовых актов по охране труда; организация разработки и утверждения в установленном порядке отраслевых правил, типовых инструкций и других отраслевых нормативных правовых актов по охране труда и доведения их до организаций отрасли и подведомственных организаций;

участие в разработке и реализации отраслевых программ по улучшению охраны труда и в подготовке предложений для включения в соответствующие федеральные программы;

участие в определении основных направлений научных исследований по охране труда, подготовке предложений для включения в отраслевые планы научно-исследовательских и

опытно-конструкторских работ по охране труда и контроль за их выполнением;

участие по согласованию с объединениями работодателей и профессиональных союзов в коллективно-договорном процессе при обсуждении вопросов охраны труда;

анализ состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в отрасли, подготовка предложений по их предупреждению;

изучение, обобщение и распространение в организациях отрасли и подведомственных организациях передового опыта работы по улучшению охраны труда, организация проведения научно-практических конференций, семинаров, выставок, отраслевых конкурсов по охране труда;

организация в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 6 мая 1995 года № 485 "О проведении обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах, средств производства, оборудования для средств коллективной и индивидуальной защиты" и от 26 августа 1995 года № 843 "О мерах по улучшению условий и охраны труда" совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации аттестации рабочих мест и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям безопасности;

участие в соответствии с Положением о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 года № 558, в расследовании несчастных случаев при гибели на производстве 5 и более работников и по соглашению с руководителями организаций в расследовании групповых несчастных случаев, несчастных случаев с возможным инвалидным исходом и несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших в организациях отрасли и подведомственных организациях;

организация в организациях отрасли и подведомственных организациях в соответствии с постановлением Министерства труда Российской Федерации от 12 октября 1994 года № 65 "Об утверждении Типового положения о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций" обучения

и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов;

анализ практики работы по предоставлению льгот и выплате компенсаций работникам организаций отрасли и подведомственных организаций за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда и участие в установленном порядке в подготовке предложений по ее совершенствованию.

Для выполнения возложенных на них функций отраслевым службам охраны труда предоставлены следующие права:

беспрепятственно посещать организации отрасли и подведомственные организации, осматривать производственные, служебные и бытовые помещения, знакомиться с отчетами, статистическими и другими документами по вопросам охраны труда;

запрашивать и получать от структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, организаций отрасли и подведомственных организаций информацию, а также документы по вопросам, относящимся к компетенции службы охраны труда.

В соответствии с предоставленными правами отраслевые службы охраны труда могут организовать и проводить ведомственный контроль состояния охраны труда в организациях, находящихся в подчинении отраслевого министерства или ведомства.

Начиная с декабря 1990 года в Российской Федерации действует в системе Министерства труда Российской Федерации Государственная экспертиза условий труда, созданная постановлением Совета Министров РСФСР от 3 декабря 1990 года № 557 в следующем составе:

Всероссийская государственная экспертиза условий труда;

государственная экспертиза условий труда республик, входящих в состав РСФСР, краев, областей, городов Москвы и Ленинграда, автономных областей и автономных округов.

Этим постановлением также утверждено Положение о Государственной экспертизе условий труда, согласно которому на Государственную экспертизу условий труда возлагается решение следующих задач:

1. Обеспечение защищенности трудящихся, занятых на работах с неблагоприятными условиями труда на предприятиях, в учреждениях, организациях, кооперативах, независимо

от используемых форм собственности, а также у отдельных лиц.

2. Осуществление государственного контроля за:

правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии и предоставляются дополнительные отпуска;

предоставление работникам предприятий в соответствии с законодательством льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда;

качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и их отнесением к категории с вредными и тяжелыми условиями труда, особенно на рабочих местах, где применяется труд женщин.

3. Подготовка заключений по предложениям предприятий об изменениях в списках производств, работ, профессий, должностей и показателей на льготное пенсионное обеспечение и дополнительный отпуск.

4. Организация научных исследований и разработка предложений по совершенствованию льготного пенсионного обеспечения, предоставления ежегодных дополнительных отпусков.

5. Утверждение по согласованию с Министерством здравоохранения РСФСР и советом Федерации независимых профсоюзов РСФСР критериев, показателей и нормативов в области условий труда для установления льгот и компенсаций.

6. Участие в рассмотрении споров между администрацией и работниками предприятий о предоставлении льготных пенсий и дополнительных отпусков.

7. Рассмотрение и по согласованию с профсоюзными органами выдача заключений об установлении и изменении предприятиям дифференцированных тарифов социального страхования в зависимости от опасности, вредности, тяжести работ и состояния других факторов условий труда.

Для решения поставленных задач Государственной экспертизе условий труда РСФСР предоставляются следующие права:

производить экспертизу условий труда на предприятиях независимо от их ведомственной принадлежности и давать предписания об устранении выявленных нарушений;

совместно с другими органами государственного надзора и контроля запрещать эксплуатацию производственных объектов

и рабочих мест при нарушении санитарных норм и правил впредь до проведения необходимых санитарных мероприятий;

проверять на предприятиях документацию по установлению работникам льготных пенсий и дополнительных отпусков на соответствие ее действующему законодательству;

при выявлении нарушений действующего законодательства, ущемляющих права работников на получение льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда, выдавать администрации предприятий предписания об устранении этих нарушений;

вносить в орган, назначивший льготную пенсию, предложения о взыскании с предприятия денежных сумм, выплаченных в связи с необоснованным отнесением рабочего места к спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей на льготное пенсионное обеспечение;

давать представления администрации предприятия о приостановлении действия принятых на предприятии решений по льготному пенсионному обеспечению и дополнительным отпускам, не соответствующих действующему законодательству;

заключать хозрасчетные договоры с предприятиями на проведение работ по оценке условий труда при аттестации рабочих мест;

беспрепятственно посещать предприятия, учреждения, организации и кооперативы независимо от их ведомственной принадлежности.

В целях реализации Основ законодательства Российской Федерации об охране труда и улучшения состояния условий и охраны труда постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 года № 843 утверждена Федеральная программа первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда на 1995—1997 годы и поручено Министерству труда Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации приступить к разработке проекта федеральной программы улучшения условий и охраны труда на 1998—2000 годы.

Этим же постановлением рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять региональные программы первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда.

Постановлением Министерства труда Российской Федерации

от 6 декабря 1995 года No 68 утверждены Рекомендации по разработке региональных программ первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда, которые направлены в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В помощь федеральным органам исполнительной власти в реализации Основ законодательства Российской Федерации об охране труда Министерством труда Российской Федерации подготовлены и утверждены постановлением от 29 декабря 1995 года № 74 Рекомендации по разработке отраслевых программ первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда.

Вопрос Nо 2. Основные обязанности руководителей, специалистов и работников по соблюдению правил внутреннего распорядка.

На предприятиях согласно статье 130 КЗоТ РФ принимаются Правила внутреннего трудового распорядка (в некоторых отраслях народного хозяйства для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине). В них закладываются внутренние правовые нормы по организации, дисциплине труда, режима рабочего времени, охраны труда, здоровья. Они должны утверждаться на общем собрании работников (собранием уполномоченных).

В Правилах внутреннего трудового распорядка излагаются основные обязанности работодателя, руководителей и специалистов по организации производства и труда, правила приема на работу работников со стороны, принципиальные положения о рабочем времени, его использовании и распорядке дня на год, порядке предоставления еженедельных выходных дней, ежегодных оплачиваемых отпусков всем работникам и дополнительных отпусков отдельным категориям работников (подросткам, женщинам и др.). В этих правилах должны содержаться основные предписания по охране труда и здоровья работников, меры поощрения, дисциплинарного взыскания и порядок их применения.

Типовые правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций утверждены Госкомтрудом СССР по согласованию с ВЦСПС постановлением от 20 июля 1984 года № 213.

Согласно Типовым правилам внутреннего трудового распорядка администрация обязана:

правильно организовать труд работников, чтобы каждый работал по своей специальности и квалификации, имел закрепленное за ним рабочее место;

обеспечить здоровые и безопасные условия труда, исправное состояние инструмента, машин, станков и прочего оборудования;

осуществлять мероприятия по повышению эффективности производства, сокращению применения ручного малоквалифицированного и тяжелого физического труда:

постоянно совершенствовать организацию оплаты труда, широко применяя формы оплаты труда по конечным результатам работы, повышать качество нормирования труда; обеспечивать материальную заинтересованность работников в результатах их личного труда; выдавать заработную плату в установленные сроки;

обеспечивать строгое соблюдение трудовой и производственной дисциплины, принимать меры воздействия к нарушителям трудовой дисциплины;

неуклонно соблюдать законодательство о труде и правила охраны труда; улучшать условия труда, обеспечивать надлежащее техническое оборудование всех рабочих мест и создавать на них условия работы, соответствующие правилам по охране труда. При отсутствии в правилах требований, соблюдение которых при производстве работ необходимо для обеспечения безопасных условий труда, администрация предприятия по согласованию с соответствующим профсоюзным органом принимает меры, обеспечивающие безопасные условия труда;

принимать необходимые меры по профилактике производственного травматизма, профессиональных и других заболеваний рабочих и служащих; в случаях, предусмотренных законодательством, своевременно предоставлять льготы и компенсации в связи с вредными условиями труда (сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск и др.), обеспечивать в соответствии с действующими нормами и положениями специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, организовать надлежащий уход за этими средствами;

постоянно контролировать знание и соблюдение работниками всех требований инструкций по охране труда и противопожарной охране;

создавать трудовому коллективу необходимые условия для

выполнения своих полномочий, обеспечивать участие работников в управлении предприятием;

внимательно относиться к нуждам и запросам работников.

Администрация осуществляет свои обязанности в соответствующих случаях совместно или по согласованию с профсоюзным органом предприятия, а также с учетом полномочий трудового коллектива.

Согласно Типовым правилам внутреннего трудового распорядка специалисты и работники обязаны:

работать добросовестно, соблюдать дисциплину труда, своевременно и точно исполнять распоряжения администрации, воздерживаться от действий, мешающих другим работникам выполнять их трудовые обязанности;

не допускать упущений и брака в работе, соблюдать технологическую дисциплину;

соблюдать требования по охране труда, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями, работать в выданной специальной одежде, специальной обуви, пользоваться необходимыми средствами индивидуальной защиты;

принимать меры к немедленному устранению причин и условий, препятствующих или затрудняющих нормальное производство работы (простой, авария) и немедленно сообщать о случившемся администрации;

содержать свое рабочее место, оборудование и приспособления в порядке, чистоте и исправном состоянии; соблюдать установленный порядок хранения материальных ценностей и документов;

беречь собственность предприятия, эффективно использовать машины, станки и другое оборудование, бережно относиться к инструментам, измерительным приборам, специальной одежде и другим предметам, выдаваемым в пользование работникам.

Круг обязанностей (работ), которые выполняет каждый работник по своей специальности, квалификации или должности, определяется Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих или Квалификационным справочником должностей служащих, а также техническими правилами, должностными инструкциями и положениями, утвержденными в установленном порядке.

Руководители, специалисты и работники обязаны соблюдать требования Правил внутреннего трудового распорядка. За нарушение и невыполнение Правил администрация предприятий,

учреждений и организаций применяет к виновным лицам дисциплинарные взыскания в соответствии со статьей 135 КЗоТ РФ.

Вопрос Nо 3. Порядок предоставления льгот и компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда.

Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является предоставление работникам льгот и компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.

Это закреплено Основами законодательства Российской Федерации об охране труда (статья 3) и Кодексом законов о труде Российской Федерации. Работникам предоставляются следующие льготы и компенсации:

для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю (статья 44 КЗоТ Российской Федерации);

работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, предоставляются ежегодные дополнительные отпуска (статья 68 КЗоТ Российской Федерации). Сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск предоставляются работникам в соответствии со "Списками производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день", утвержденными постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года № 298/П-22. Инструкция о порядке применения этого Списка утверждена постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 года № 273/П-20;

на работах с вредными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются бесплатно по установленным нормам специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (статья 149 КЗоТ Российской Федерации). Нормы бесплатной выдачи установлены Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, которые утверждены в начале 80-х годов для каждой отрасли отдельно постановлениями Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС;

на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты (статья 151 КЗоТ Российской Федерации). Нормы и порядок выдачи установлены Порядком бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1987 года № 731/П-13, и Перечнем химических веществ, при работе с которыми в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержденным Минздравом СССР 4 ноября 1987 года № 4430-87;

на работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание (статья 151 КЗоТ Российской Федерации). Организация и бесплатная выдача лечебно-профилактического питания производится согласно "Правилам бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания", утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 7 января 1977 года № 4/П-1;

на работах, связанных с загрязнением, работникам выдается бесплатно по установленным нормам мыло. На работах, где возможно воздействие на кожу вредно действующих веществ, выдаются бесплатно по установленным нормам смывающие и обезвреживающие средства;

при выполнении работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных (тяжелые работы, работы с вредными условиями труда, работы в местностях с тяжелыми климатическими условиями, работы в сверхурочное время, работы в ночное время и другие), предприятия обязаны производить работникам соответствующие доплаты. Размеры доплат и условия их выплаты устанавливаются предприятиями самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах (положениях об оплате труда). При этом размеры доплат не могут быть ниже установленных законодательством (статьи 82, 85-1, 88, 89, 90 КЗоТ Российской Федерации).

Льготы и компенсации предоставляются на основании списков и перечней производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных в установленном порядке на федеральном уровне.

На основании действующих списков и перечней на предприятии комиссионно с учетом специфики производства, результатов аттестации рабочих мест составляются перечни профессий и работ, за выполнение которых предоставляются те или иные льготы и компенсации за работы в неблагоприятных условиях труда.

В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 1 марта 1992 года "О коллективных договорах и соглашениях" работникам согласно коллективному договору могут предоставляться более льготные трудовые и социально-экономические условия по сравнению с нормами и положениями, установленными законодательством.

Вопрос Nо 4. Оказание доврачебной помощи при отравлениях.

При отравлениях следует немедленно эвакуировать пострадавших в медицинское учреждение. При отравлении газами, в том числе угарным, ацетиленом, природным газом, парами бензина и т.п., появляются головная боль, "стук в висках", "звон в ушах", общая слабость, головокружение, усиленное сердцебиение, тошнота и рвота. При сильном отравлении наступают сонливость, апатия, безразличие, а при тяжелом отравлении — возбужденное состояние с беспорядочными движениями, потеря или задержка дыхания, расширение зрачков.

При всех отравлениях немедленно вывести или вынести пострадавшего из отравленной зоны, расстегнуть одежду, стесняющую дыхание, обеспечить приток свежего воздуха, уложить его, приподнять ноги, укрыть потеплее, давать нюхать нашатырный спирт.

При отравлении аммиаком необходимо дать выпить до 10 стаканов теплой воды с уксусом — вызвать рвоту. Пить теплое молоко.

При отравлении газами (ацетона, оксида углерода, паров бензина, природных газов) следует вынести пострадавшего на свежий воздух, уложить, приподнять ноги, напоить кофе, чаем. Вверх