СОДЕРЖАНИЕ

 

Билет № 13

1. Порядок приемки в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного и социального назначения.

2. Требования безопасности при эксплуатации внутризаводского транспорта.

3. Лазерное излучение.

4. Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда, действующих на предприятии.

 

ОТВЕТЫ

Вопрос Nо 1, Порядок приемки в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного и социального назначения.

В соответствии с требованиями статей 11 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда и 141 Кодекса законов о труде Российской Федерации ни одно предприятие, цех, участок, производство не могут быть приняты и введены в эксплуатацию, если на них не обеспечены здоровые и безопасные условия труда и они не имеют сертификата безопасности, выдаваемого в установленном порядке.

При приемке в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного и социального назначения необходимо руководствоваться СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения". В настоящее время данный СНиП пересматривается, и в ближайшем будущем будет принят новый порядок приемки в эксплуатацию производственных объектов.

Согласно СНиП предприятие, цех, участок, производство могут быть приняты и введены в эксплуатацию только при обеспечении на них условий труда в соответствии с требованиями техники безопасности и производственной санитарии.

Все объекты, подготовленные к эксплуатации и законченные строительством, должны быть предъявлены к приемке государственным приемочным комиссиям. Перед этим объекты должны быть приняты рабочими комиссиями.

Не допускается приемка в эксплуатацию объектов производственного назначения, по которым в нарушение установленного порядка внесены изменения в состав пусковых комплексов, предусмотренных проектом.

Рабочие комиссии назначаются решением (приказом, постановлением и др.) организации-заказчика (застройщика). Заказчиком также определяется порядок и продолжительность работ рабочих комиссий. В состав рабочих комиссий включаются представители заказчика — председатель комиссии, генерального подрядчика, субподрядных организаций, эксплуатационной организации, генерального проектировщика, федеральных органов надзора (санитарно-эпидемиологического, пожарного, охраны труда и др.).

Рабочие комиссии обязаны проверить соответствие выполненных строительно-монтажных работ и мероприятий по охране труда, обеспечению взрывобезопасности, пожаробезопасности, охране окружающей природной среды и антисейсмических мероприятий проектно-сметной документации, стандартам, строительным нормам и правилам производства работ с проведением в необходимых случаях контрольных испытаний конструкций.

Рабочие комиссии производят приемку оборудования, проверяют отдельные конструкции, узлы зданий и сооружений и принимают здания и сооружения для предъявления государственной комиссии.

Генеральный подрядчик должен представить рабочим комиссиям следующую документацию:

перечень организаций, участвовавших в производстве строительно-монтажных работ, с указанием видов выполненных ими работ и фамилий специалистов, непосредственно ответственных за выполнение этих работ;

комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приемке объекта, разработанных проектными организациями, с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них изменениям, сделанным лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ;

сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, конструкций и деталей, примененных при производстве строительно-монтажных работ;

акты об освидетельствовании скрытых работ и акты о промежуточной приемке отдельных ответственных конструкций (опор и пролетных строений мостов, арок, сводов, подпорных стен, несущих металлических и сборных железобетонных конструкций);

акты об индивидуальных испытаниях смонтированного оборудования;

акты об испытаниях технологических трубопроводов, внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения, отопления и вентиляции, наружных сетей водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и дренажных устройств;

акты о выполнении уплотнения (герметизации) вводов и выпусков инженерных коммуникаций в местах прохода их через подземную часть наружных стен зданий в соответствии с проектом (рабочим проектом);

акты об испытании внутренних и наружных электроустановок и электросетей;

акты об испытании устройств телефонизации, радиофикации, телевидения, сигнализации и автоматизации;

акты об испытании устройств, обеспечивающих взрывобезопасность, пожаробезопасность и молниезащиту;

акты об испытании прочности сцепления в кладке несущих стен каменных зданий, расположенных в сейсмических районах;

журналы производства работ и авторского надзора проектных организаций, материалы обследований и проверок в процессе строительства органами государственного и другого надзора.

Приемка в эксплуатацию уникальных и особо важных объектов производственного назначения, включая атомные станции и их очереди, производится государственными приемочными комиссиями, назначаемыми Правительством Российской Федерации.

В состав государственных приемочных комиссий при приемке в эксплуатацию объектов производственного назначения включаются: представители заказчика (застройщика), эксплуатационной организации, генерального подрядчика, представителя администрации субъекта Российской Федерации, генерального проектировщика, федеральных органов надзора.

Кроме документации, представляемой рабочим комиссиям, государственной комиссии представляют:

справку об устранении недоделок, выявленных рабочими комиссиями;

утвержденную проектно-сметную документацию и справку об основных технико-экономических показателях объекта, принимаемого в эксплуатацию;

перечень проектных, научно-исследовательских и изыскательных организаций, участвующих в проектировании объекта, принимаемого в эксплуатацию;

документы об отводе земельных участков;

документы на специальное водопользование;

документы на геодезическую разбивочную основу для строительства, а также на геодезические работы в процессе строительства, выполненные заказчиком;

документы о геологии и гидрогеологии строительной площадки, о результатах испытания грунта и анализа грунтовых вод;

паспорта на оборудование и механизмы;

акты о приемке зданий и сооружений, смонтированного оборудования, составленные рабочими комиссиями;

справку об обеспечении принимаемого объекта эксплуатационными кадрами и предназначенными для их обслуживания санитарно-бытовыми помещениями, пунктами питания, жилыми и общественными зданиями;

справку об обеспечении принимаемого объекта материально-техническими ресурсами, в том числе сырьем, электроэнергией, водой, паром, газом, сжатым воздухом и др.;

справки городских эксплуатационных организаций о том, что внешние наружные коммуникации холодного и горячего водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и связи обеспечат нормальную эксплуатацию объекта и приняты ими на обслуживание;

справку о соответствии вводимых в действие мощностей (для начального периода освоения проектных мощностей) мощностям, предусмотренным проектом;

справку о фактической стоимости строительства, подписанную заказчиком и подрядчиком;

документы о разрешении на эксплуатацию объектов и оборудования, подконтрольных соответствующим федеральным органам надзора, представители которых не вошли в состав Государственной комиссии;

сводные материалы рабочей комиссии о готовности объекта в целом к приемке в эксплуатацию Государственной приемочной комиссией.

Государственные приемочные комиссии обязаны:

проверить устранение недоделок, выявленных рабочими

комиссиями, и готовность объекта к приемке в эксплуатацию. Указанная проверка производится по программе, составленной заказчиком (застройщиком) и утвержденной Государственной приемочной комиссией;

дать оценку прогрессивности технологических и архитектурно-строительных решений и объекта в целом;

проверить соответствие вводимой в действие мощности и фактической стоимости (для заказчика) объекта производственного назначения мощности и сметной стоимости строительства объекта, предусмотренным утвержденным проектом, а в случае отклонений проанализировать причины их возникновения. Результаты анализа с соответствующими предложениями следует представить органам, назначившим комиссию.

Государственные приемочные комиссии могут в необходимых случаях назначить контрольные опробования, испытания и проверки.

Государственная приемочная комиссия при выявлении непригодности объекта к эксплуатации представляет мотивированное заключение об этом в орган, назначавший комиссию, и копию направляет заказчику (застройщику) и генеральному подрядчику.

Приемка государственными приемочными комиссиями в эксплуатацию объектов производственного назначения не допускается без наличия в акте приемки членов комиссии, являющихся представителями органов федерального надзора.

Председатель Государственной приемочной комиссии должен представить в орган, назначавший Государственную приемочную комиссию:

акт о приемке объекта в эксплуатацию;

краткую докладную записку к акту о приемке, содержащую выводы комиссии о подготовленности объекта к нормальной эксплуатации, обеспеченности его необходимыми для эксплуатации материально-техническими ресурсами, а также кадрами и предназначенными для их обслуживания санитарно-бытовыми помещениями, пунктами питания, жилыми и общественными зданиями;

предложения о дальнейшем использовании опыта проектирования и строительства вводимого в эксплуатацию объекта, а также о мерах по обеспечению освоения проектной мощности предприятия в сроки, установленные нормами продолжительности освоения проектных мощностей вводимых в действие предприятий;

предложения (в необходимых случаях) об улучшении качества применяемого оборудования, о повышении рентабельности предприятий и долговечности зданий и сооружений, а также об улучшении технологических процессов производства и других проектных решений;

проект решения органа, назначившего Государственную приемочную комиссию, об утверждении акта о приемке объекта в эксплуатацию.

До введения в действие новых строительных норм и правил для приемки объектов, строительство которых осуществляется за счет федерального бюджета или льготного кредитования, действует "Временное положение по приемке законченных строительством объектов", рекомендованное Госстроем России (письмо Госстроя России от 9 июля 1993 года № БЕ-19-11/13).

Согласно Временному положению приемку объектов производственного назначения, строительство которых производилось за счет средств федерального бюджета или льготного кредитования, осуществляют с учетом отраслевых особенностей, устанавливаемых министерствами Российской Федерации и другими органами центральной исполнительной власти по согласованию с Минстроем России, государственные приемочные комиссии, назначаемые этими органами.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать по согласованию с Минстроем России особенности порядка приемки объектов на соответствующих территориях.

Объекты принимаются в целом, в том числе "под ключ", или по мере завершения отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий и сооружений в объеме, предусмотренном в договоре подряда (контракте) на строительство, и в соответствии с другими условиями договора.

Договором устанавливаются, в частности, стадии приемки (приемка готовности строительной части и отдельных видов строительно-монтажных работ, оборудования после индивидуальных испытаний, пусконаладочных работ и комплексного опробования, сдача объекта в гарантийную эксплуатацию и т.п.), сроки уведомления заказчика исполнителем работ о готовности к приемке, гарантии исполнителя работ по качеству и другие необходимые условия.

Объекты производственного назначения, строительство которых производилось за счет средств федерального бюджета или льготного кредитования, подлежат приемке только в том случае, когда они подготовлены к эксплуатации и на установленном оборудовании начат выпуск продукции (оказание услуг) в объеме, предусмотренном договором подряда (контрактом) на строительство.

Исполнитель работ предъявляет к приемке объект (очередь, пусковой комплекс, здание, сооружение) после завершения всех предусмотренных договором подряда работ по объекту (очереди, комплексу и т.д.) в соответствии с проектом на строительство.

Органы государственного надзора в течение 15 дней после письменного обращения заказчика (или по его поручению исполнителя работ) дают заключение о соответствии предъявляемого к приемке объекта утвержденному проекту.

Заказчик производит приемку объекта на основе результатов проведённых им обследований, проверок, контрольных испытаний и измерений, документов исполнителя работ, подтверждающих соответствие принимаемого объекта утвержденному проекту, нормам, правилам и стандартам, а также заключений органов надзора.

Приемка законченного строительством объекта оформляется актом по форме, приведенной в приложении 1 к Временному положению. К акту исполнитель работ и заказчик прилагают документы, перечень которых приведен в приложении 2 к Временному положению. Вся документация по приемке объекта передается заказчиком пользователю объекта. Приемка объекта заказчиком от исполнителя работ не дает права на ввод его в действие без согласования с органами Госархстройнадзора и другими органами надзора, которым этот объект подконтролен, а также без разрешений на эксплуатацию объекта и оборудования тех органов, в положениях о которых предусмотрена выдача таких разрешений.

Ввод в действие объектов, не отвечающих требованиям законодательства, охраны труда, строительных, санитарных, экологических и других норм, не допускается.

Вопрос Nо 2. Требования безопасности при эксплуатации внутризаводского транспорта.

Эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание внутризаводского транспорта производятся в соответствии с ГОСТ 12.2.003-91 "ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности", ГОСТ 12.3.002-/'5 "ССБТ.

Процессы производственные. Общие требования безопасности", ГОСТ 12.3.020-80 "ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности", другими нормативными правовыми актами по охране труда, включая отраслевые акты.

К внутризаводскому транспорту относятся следующие транспортные средства: электрокары, электротягачи, электропогрузчики, электроштабелеры, ручные тележки-штабелеры, грузовые и такелажные тележки.

Эксплуатация на предприятии транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания должна производиться в соответствии с действующими правилами по охране труда на автомобильном транспорте.

Движение всех транспортных средств на территории предприятия должно отвечать "Правилам дорожного движения" и регламентироваться инструкциями по охране труда для водителей соответствующих транспортных средств.

Движение всех транспортных средств на территории предприятия, в местах производства погрузочно-разгрузочных работ и внутри помещений должно осуществляться в соответствии с утвержденной руководителем предприятия схемой, указывающей разрешенное направление движения конкретного вида транспорта, его поворотов, допускаемых остановок, выездов и съездов, а также места стоянки автотранспортных средств, регулироваться указателями и дорожными знаками, а также знаками, принятыми на железнодорожном транспорте.

Скорости движения автомобильного транспорта, электротранспорта и других транспортных средств на территории и в цехах устанавливаются приказом руководителя предприятия в зависимости от вида и типа транспорта, состояния покрытий, ширины и профиля дорог и проездов, протяженности территории, напряженности движения транспорта и т.п., но не более 5 км/час в производственных помещениях и 10 км/час на территории предприятия.

В соответствии с технологическими связями отдельных цехов и служб предприятия должны быть разработаны маршруты движения средств внутризаводского транспорта: электротранспорта, автопогрузчиков, грузовых мотороллеров и мотоциклов с учетом схемы движения. Маршруты движения должны быть доведены до сведения всех водителей этих транспортных средств.

Габариты проездов и проходов внутри цехов должны быть четко обозначены сплошными белыми линиями шириной не менее 50 мм. Ограничительные линии не должны приближаться к оборудованию и стенам помещений менее чем на 0,5 м.

Ширина главного проезда и дверных проемов для проезда транспорта должна устанавливаться с учетом движения транспортных средств в одну сторону (при одностороннем движении) или в обе стороны (при двустороннем движении). Ширина проезда при двустороннем движении должна обеспечивать гарантийную зону безопасности для транспортных средств и пешеходов: между транспортными средствами не менее 0,6 м и свободные проходы с двух сторон пути движения транспорта не менее 0,7 м.

Техническое состояние электротранспорта, ручных грузовых тележек должно соответствовать требованиям инструкций (паспортов) заводов-изготовителей.

Электротранспорт: электрокары, электропогрузчики, электротягачи должны быть снабжены быстродействующими тормозами, сигнализацией, осветительными приборами и выключателями с замочным устройством, исключающим пользование ими посторонними лицами.

Тормозной путь электротранспорта с номинальной нагрузкой на сухом дорожном покрытии горизонтального участка дороги должен быть:

— при скорости 3 км/час не более 1 м;

— при скорости 7 км/час не более 1,5 м;

— при скорости 10 км/час не более 2 м.

Электротранспорт должен иметь звуковой сигнал, отличающийся от общего производственного шума.

На электропогрузчике со стрелой должна быть таблица с указанием грузоподъемности в зависимости от вылета стрелы.

Для работы в помещениях и других устройствах, где по условиям работы возможно образование взрывоопасных смесей, должен применяться электротранспорт во взрывозащищенном исполнении.

На электропогрузчиках и автопогрузчиках должна быть табличка (бирка, надпись) с ясно указанной датой следующего испытания.

Транспортные средства, предназначенные для транспортировки легковоспламеняющихся и горючих веществ, должны

быть оборудованы устройством отвода зарядов статического электричества.

Изготовление всех грузовых тележек должно производиться по утвержденным в установленном порядке чертежам. Каждая тележка должна быть снабжена эксплуатационной документацией.

Каждая грузовая, ручная тележка должна иметь табличку (бирку, надпись) с ясно указанной на ней датой испытания, грузоподъемностью, инвентарным номером, номером подразделения (цеха, отдела)— владельца.

С передней и задней стороны электротранспорта и с задней стороны прицепных тележек должен быть четко обозначен номерной знак (инвентарный номер, учетный номер).

Элементы транспорта: бамперы, боковые поверхности платформы, стрелы, обоймы грузовых крюков погрузчиков должны иметь сигнально-предупреждающую окраску, соответствующую требованиям ГОСТ 12.2.026-76 "Цвета сигнальные и знаки безопасности".

Администрация предприятия обязана назначить из числа инженерно-технических работников лицо или лиц, ответственных за выпуск на линию в исправном состоянии внутризаводских транспортных средств, за их своевременный осмотр и ремонт, а также по надзору за безопасной эксплуатацией безрельсового напольного электротранспорта (электрокар, электропогрузчиков, электротягачей с прицепными тележками), автопогрузчиков, ручных тележек для такелажных работ, ручных тележек с подъемным механизмом.

К вождению электрокар, электропогрузчиков, электроштабелеров, электротягачей, автопогрузчиков, грузовых мотороллеров и мотоциклов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр в соответствии с требованиями Министерства здравоохранения, обучение по специальной программе правилам управления данным транспортным средством и его вспомогательным оборудованием, правилам дорожного движения, пожарной безопасности и оказания первой доврачебной помощи, прошедшие проверку знаний в квалификационной комиссии, назначенной приказом по предприятию, имеющие на руках удостоверение на право управления данным видом транспорта, а также прошедшие инструктаж по охране труда с учетом конкретных условий работы.

Водители электротранспорта, участвующие в дорожном движении вне предприятия, должны иметь удостоверение,

выданное органами Госавтоинспекции. Водители электротранспорта должны иметь II квалификационную группу в соответствии с правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

Водители, допущенные к транспортировке опасных и особо опасных грузов, должны проходить специальное обучение с последующей проверкой знаний.

Выделение электротранспорта, автопогрузчиков, грузовых мотороллеров и мотоциклов для транспортировки грузов должно производиться по заявкам цехов (отделов) или по утвержденному в установленном порядке графику. В заявке должна быть указана фамилия лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ (ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов краном), в чье распоряжение направляется транспорт. Транспорт должен выдаваться закрепленным за ним водителям по предъявлению удостоверения на право управления. Водителям должен выдаваться путевой лист. В путевом листе должна быть указана фамилия ответственного лица, в чье распоряжение направляется транспорт. Разрешение на выезд на линию должно быть подтверждено подписью лица, ответственного за выпуск транспорта в технически исправном состоянии.

Электротранспорт: электропогрузчики, электроштабелеры, электрокары, электротягачи и прицепные тележки, автопогрузчики, ручные грузовые тележки для такелажных работ, ручные тележки с подъемным механизмом (штабелеры) перед вводом в эксплуатацию должны подвергаться техническому освидетельствованию, а находящиеся в эксплуатации — периодическому освидетельствованию не реже одного раза в 12 месяцев.

Внеочередное техническое освидетельствование должно производиться после ремонта с помощью сварки или замены металлических конструкций грузовой каретки, телескопической рамы, стрелы, грузозахватных приспособлений погрузчиков, замены цепей.

Результаты ежегодного осмотра электрокар и электротягачей должны быть записаны в паспорт транспортного средства.

Ручные грузовые тележки, тележки для такелажных работ, тележки с подъемным механизмом (штабелеры), находящиеся в эксплуатации, должны не реже 1 раза в 3 месяца тщательно осматриваться лицом, ответственным за их исправное содержание, результаты осмотра должны быть записаны в специальном журнале осмотра.

Результаты ежегодного осмотра грузовых тележек для такелажных работ должны быть записаны в специальном журнале осмотра лицом, ответственным по надзору за безопасной эксплуатацией безрельсового напольного транспорта.

Водители электротранспорта, автопогрузчиков, грузовых мотороллеров и мотоциклов перед выездом на линию обязаны проверить техническое состояние транспорта — провести контрольный осмотр транспорта в соответствии с инструкцией завода-изготовителя данного транспортного средства и инструкцией по охране труда и проверить в работе действие тормозов, органов управления, блокировок электрического замка, звукового сигнала, освещения и всех механизмов перемещения груза, а после окончания работы провести ежемесячное техническое обслуживание (ЕТО) и сдать транспорт в соответствии с установленным на предприятии порядком. Скорость движения электротранспорта и автопогрузчика на поворотах, при въезде и выезде из ворот, при выезде из-за углов зданий, при переезде через железнодорожные пути, на перекрестках, в местах интенсивного движения людей, при движении задним ходом не должна превышать 3 км/час.

Во избежание наездов при внезапной остановке впереди движущегося транспорта водитель электротранспорта обязан соблюдать дистанцию не менее 10 м.

Перевозка людей (грузчиков, транспортировщиков) на внутризаводском транспорте допускается при условии, если на транспорте специально оборудовано место для их проезда.

При погрузке грузов на электрокар водитель обязан поставить электрокару на стояночный тормоз. При механизированной погрузке грузов на электрокар водитель обязан отойти в безопасное место и наблюдать за погрузкой.

Груз на платформе электрокары должен быть уложен надежно и закреплен.

Груз, габариты которого меньше платформы электрокара, не должен выступать за габариты платформы. При транспортировке грузов, выступающих за габариты платформы электрокара, центр тяжести должен находиться на осевой линии платформы, при этом должны быть обеспечены условия безопасного движения транспорта на поворотах.

Мелкие грузы (болты, гайки, шайбы и т.п.) должны перевозиться в таре, груз не должен выступать выше бортов тары.

Металлическая стружка, сыпучие материалы — песок, глина, цемент и т.п. во избежание засорения платформы должны перевозиться в контейнерах, ящиках.

Круглый материал должен быть подклинен и привязан к платформе.

Перевозка баллонов на электрокарах должна производиться в горизонтальном положении обязательно с прокладками между баллонами. В качестве прокладок могут применяться деревянные бруски с вырезанными гнездами для баллонов, а также веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на баллон) или другие прокладки, предохраняющие баллоны от ударов друг о друга. Бруски-прокладки и баллоны должны быть надежно закреплены на платформе. Баллоны не должны выступать за габариты платформы. Баллоны должны быть уложены вентилями в правую сторону по движению или вентилями вперед. Баллоны емкостью более 12 л должны транспортироваться с навернутыми колпаками.

Длинномерные материалы, как правило, должны перевозиться на электрокаре с прицепной тележкой.

В случае перевозки длинномерных грузов (металлические прутки, трубы и т.п.) без прицепной тележки длина свисающей части не должна превышать часть, уложенную на платформу, при этом водитель должен производить повороты на малой скорости и перед началом поворота убедиться в безопасности маневра (отсутствии людей, другого транспорта и каких-либо предметов на пути движения свисающих концов). При перевозке без прицепной тележки длинномерных грузов длина их не должна превышать 6 м.

Перевозка легковоспламеняющихся, горючих жидкостей и жидких кислот допускается на электрокарах, в конструкции которых аккумуляторная батарея и электродвигатель не расположены под грузовой платформой.

При перевозке бочек они должны быть установлены на платформе в вертикальном положении в один ярус и закреплены от падения.

Вопрос Nо 3. Лазерное излучение.

Лазер или оптический квантовый генератор — это генератор электромагнитного излучения оптического диапазона, основанный на использовании вынужденного (стимулированного) излучения.

Лазеры благодаря своим уникальным свойствам (высокая направленность луча, когерентность, монохроматичность) находят исключительно широкое применение в различных областях промышленности, науки, техники, связи, сельском хозяйстве, медицине, биологии и др.

В основу классификации лазеров положена степень опасности лазерного излучения для обслуживающего персонала. По этой классификации лазеры разделены на 4 класса:

класс 1 (безопасные) — выходное излучение не опасно для глаз;

класс II (малоопасные) — опасно для глаз прямое или зеркально отраженное излучение;

класс III (среднеопасные) — опасно для глаз прямое, зеркально, а также диффузно отраженное излучение на расстоянии 10 см от отражающей поверхности и (или) для кожи прямое или зеркально отраженное излучение;

класс IV (высокоопасные) — опасно для кожи диффузно отраженное излучение на расстоянии 10 см от отражающей поверхности.

В качестве ведущих критериев при оценке степени опасности генерируемого лазерного излучения приняты величина мощности (энергии), длина волны, длительность импульса и экспозиция облучения.

Предельно допустимые уровни, требования к устройству, размещению и безопасной эксплуатации лазеров регламентированы "Санитарными нормами и правилами устройства и эксплуатации лазеров" № 2392-81, которые позволяют разрабатывать мероприятия по обеспечению безопасных условий труда при работе с лазерами. Санитарные нормы и правила позволяют определить величины ПДУ для каждого режима работы, участка оптического диапазона по специальным формулам и таблицам. Нормируется энергетическая экспозиция облучаемых тканей. Для лазерного излучения видимой области спектра для глаз учитывается также и угловой размер источника излучения.

Предельно допустимые уровни облучения дифференцированы с учетом режима работы лазеров — непрерывный режим, моноимпульсный, импульсно-периодический.

В зависимости от специфики технологического процесса работа с лазерным оборудованием может сопровождаться воздействием на персонал главным образом отраженного и рассеянного излучения. Энергия излучения лазеров в биологических объектах (ткань, орган) может претерпевать различные превращения и вызывать органические изменения в облучаемых тканях (первичные эффекты) и неспецифические изменения функционального характера (вторичные эффекты), возникающие в организме в ответ на облучение.

Влияние излучения лазера на орган зрения от небольших функциональных нарушений до полной потери зрения зависит в основном от длины волны и локализации воздействия.

При применении лазеров большой мощности и расширении их практического использования возросла опасность случайного повреждения не только органа зрения, но и кожных покровов и даже внутренних органов с дальнейшими изменениями в центральной нервной и эндокринной системах.

Основными нормативными правовыми актами при оценке условий труда с оптическими квантовыми генераторами являются: "Санитарные нормы и правила устройства и эксплуатации лазеров" № 2392-81; методические рекомендации "Гигиена труда при работе с лазерами", утвержденные МЗ РСФСР 27.04.81 г.; ГОСТ 24713-81 "Методы измерений параметров лазерного излучения. Классификация"; ГОСТ 24714-81 "Лазеры. Методы измерения параметров излучения. Общие положения"; ГОСТ 12.1.040-83 "Лазерная безопасность. Общие положения"; ГОСТ 12.1.031-81 "Лазеры. Методы дозиметрического контроля лазерного излучения".

Предупреждение поражений лазерным излучением включает систему мер инженерно-технического, планировочного, организационного, санитарно-гигиенического характера.

При использовании лазеров II—III классов в целях исключения облучения персонала необходимо либо ограждение лазерной зоны, либо экранирование пучка излучения. Экраны и ограждения должны изготавливаться из материалов с наименьшим коэффициентом отражения, быть огнестойкими и не выделять токсических веществ при воздействии на них лазерного излучения.

Лазеры IV класса опасности размещаются в отдельных изолированных помещениях и обеспечиваются дистанционным управлением их работой.

При размещении в одном помещении нескольких лазеров следует исключить возможность взаимного облучения операторов, работающих на различных установках. Не допускаются в помещения, где размещены лазеры, лица, не имеющие

отношения к их эксплуатации. Запрещается визуальная юстировка лазеров без средств защиты.

Для удаления возможных токсических газов, паров и пыли оборудуется приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением. Для защиты от шума принимаются соответствующие меры звукоизоляции установок, звукопоглощения и др.

К индивидуальным средствам защиты, обеспечивающим безопасные условия труда при работе с лазерами, относятся специальные очки, щитки, маски, обеспечивающие снижение облучения глаз до ПДУ.

Средства индивидуальной защиты применяются только в том случае, когда коллективные средства защиты не позволяют обеспечить требования санитарных правил.

Вопрос Nо 4. Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда, действующих на предприятии.

Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда приведены в статье 10 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда и заключаются в следующем.

Работник обязан:

соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда;

правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты;

немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.

Аналогичные обязанности работника по соблюдению требований охраны труда определены также Кодексом законов о труде Российской Федерации. Согласно статье 127 работники обязаны соблюдать технологическую дисциплину, требования по охране труда, а в соответствии со статьей 145 работники обязаны соблюдать инструкции по охране труда, устанавливающие правила выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на строительных площадках, пользоваться выдаваемыми средствами индивидуальной защиты, соблюдать установленные требования обращения с машинами и механизмами.

Вверх